Самое читаемое в номере

Сплав по Зилиму: впечатление новобранца

A A A

«Улица Московская» решила возобновить рассказы о путешествиях, но в текущей геополитической ситуации это будут повествования о путешествиях по России.
Настоящий рассказ – о сплаве группы туристов из Пензы по южноуральской речке Зилим. Рассказывает Олег Сазыкин.

zilim catamaranВсе началось с того, что близкая подруга семьи пригласила меня поучаствовать в сплаве по южноуральской речке Зилим.
Предстоял 8-дневный поход плюс 2 дня на заброску к месту и домой.
Мы уезжали 29 апреля и возвращались 9 мая. Состав группы – 13 человек, из них 4 женщины. Руководитель группы – известный в Пензе турист Дмитрий Макурин. Так можно сказать о каждом участнике похода, в туристическом сообществе Пензы все на виду и хорошо знают друг друга.
Наша группа состояла в основном из ветеранов пензенского туризма. Костяк коллектива – это туристы-горники. Для многих из них водный поход 1-2-й категории сложности – это увеселительный пикник или поход выходного дня. В свои 38 лет я оказался самым молодым участником, причем не имеющим туристического опыта. Дальнейший рассказ – это первые впечатления новобранца, оказавшегося в водном походе.

Заброска
Самый ответственный и дорогостоящий этап водного похода. Есть труднодоступные реки, куда без спецтранспорта просто не добраться. Две трети бюджета нашего похода «съела» именно заброска. Хотя с доступностью реки и подходом к воде в нашем случае был полный порядок. Заброску обеспечивал арендованный микроавтобус с легковым тентованным прицепом около полутора метров в высоту. В прицеп погрузили 2 сложенных катамарана, надувную байдарку, 5 бочек провизии на весь поход плюс личные вещи участников. У каждого был багаж объемом с большой челночный баул. Мелкую ручную кладь и перекус на время пути брали с собой в салон.
Грузились и стартовали с общей точки сбора на Западной Поляне. От гаража, где хранились наши запасы еды и катамараны, нам предстояло проехать 1100 км от Пензы до деревни Зигаза Белорецкого района Республики Башкортостан.
Выдвинулись в 10 утра. Дорога заняла около 20 часов. Длительную поездку скрасили новые знакомства, истории аксакалов и песни хором. Сон в транспорте – завидный навык, мне, увы, неприсущий. Задремать удалось лишь на пару часов перед высадкой. Около 7 утра мы были на месте.
Глухая деревушка компактно улеглась на берегу узкой речки в окружении зеленых холмов. Сотовая связь пропала у всех и сразу. Один оператор худо-бедно еще ловил сигнал на берегу, но с выходом на воду перестал ловить и он. За 8 дней похода мой МТС включился лишь однажды на 2-3 часа. В общем, отрыв от цивилизации оказался решительнее, чем я ожидал.

Сборка
Мы выгрузились на просторной поляне у реки. Первым делом развели костер и приготовили горячий завтрак, очень уместный после долгой дороги.
Подкрепившись, приступили к сборке плавсредств. Надувная двухместная байдарка была готова к сплаву минут через пятнадцать. А сборка и снаряжение двух сплавных катамаранов-шестерок заняли от 1,5 до 2 часов.
Две надувные двухсекционные камеры (гондолы) поместили в «шкуру» из плотного ПВХ и накачали камеры где-то на две трети. На «шкуре» гондолы расположена фурнитура для дальнейшей сборки и экипировки катамарана. Из дюралевых труб, продольных и поперечных стрингеров, собрали раму катамарана. Она соединяет две гондолы. Продольные стрингеры закрепили в специальные петли-карманы на гондолах.
Все крепится при помощи полиэфирных петель-стяжек (автомобильная буксировочная стропа), небольших дюралевых воротков и хомутов из ПВХ для фиксации воротка.
Конструкция, так сказать, без единого гвоздя. После того как рама была установлена, камеры накачали полностью.
Перед сборкой мы замочили стяжки в реке. Это делает их более пластичными при вязке рамы. Высыхая, они слегка садятся и только крепче вяжут стрингеры, а при спуске на воду не вытягиваются вновь.
Затем по центру катамарана мы привязали нижнюю «палубу». Это плотный тент с люверсами по периметру. Сюда укладываются провиант, личные вещи участников. Поверх груза натягивается аналогичная верхняя «палуба», которая плотно фиксирует груз и частично защищает его от дождя.
Погрузка катамарана производится уже на воде, так как груженый катамаран даже вшестером поднять и дотащить до воды – задача трудоемкая. Катамаран-шестерка может удерживать на воде вес свыше одной тонны.
Когда сборка и погрузка были закончены, руководитель группы (адмирал) поделил нас на экипажи и раздал по веслу. Двое шли на байдарке, и два катамарана с экипажами в 6 и 5 человек.

zilim riverНа воде
К обеду мы вышли на воду. В первый день предстояло сплавляться по Зигазе – притоку Зилима. Это неглубокая узкая речушка с большим количеством «расчесок» – низко висящих над водой веток, которые так и норовят попасть в глаз, зацепить одежду или сорвать головной убор.
Созвучно названию реки, шли мы небольшими зигзагами: управление катамараном требует слаженной работы всего экипажа. Сзади сидел командир, а слева от него – подруливающий помощник. Они управляли катамараном. Четыре впереди сидящих гребца выступали в роли мотора.
Имеет значение рассадка гребцов по бортам. Если один из бортов будет «перегребать», то командиру или помощнику придется постоянно «табанить», то есть делать подруливающий гребок назад, чтобы выровнять курс. Это замедляет скорость катамарана и снижает КПД всей команды.
zilim catamaran2В первый день сплавлялись 4-5 часов с парой коротких остановок на перекус. К вечеру адмирал выбрал место стоянки. Небольшой живописный луг в окружении высоких холмов, заросших смешанным лесом. Деревья росли ярусами, возвышаясь один над другим, чем напоминали хор российской армии.
Разгрузили плавсредства, расставили палатки, по кустам развесили сушить промокшие вещи. Александр, любезно предоставивший мне на весь поход два квадратных метра в своей «двушке», посоветовал вставать рядом с деревом или кустом для удобства. Выйти сухим из воды на сплаве практически невозможно.
Тем временем дежурные уже развели костер и соображали ужин. Каждый день заступали два новых дежурных. В обязанностях было приготовление горячего ужина и завтрака. Обед мы встречали уже на воде и делали короткие стоянки с бутербродами и чаем.
В ожидании ужина грелись у костра. Разумеется, выпивали: отмечали первый день сплава и в целях профилактики простудных заболеваний. Появилась гитара. Тут я впервые услышал известную песенку про туристов «Эх, заманили». Там были такие слова: «Пойдём, – сказали мне, – на лодочке кататься, так я попал в байдарочный поход». И рефреном припев: «Эх, заманили, ох, заманили!»
Я не подозревал, что эта потешная песня станет для меня лейтмотивом всего похода. Засидеться у костра не позволяла усталость. С мыслями типа «а как же я буду завтра» я удалился в палатку восстанавливать силы. А завтра нас ждал Кысык.

Кысык
Это порог-шивера на реке Зилим протяженностью более 3 км. Относится к 1-2-й категории сложности в спортивном туризме. Самое то для новичков вроде меня. За час-полтора от места ночевки мы подошли к порогу и планировали преодолеть его за 2-3 часа. Первые метров пятьсот прошли очень бойко. Подгоняло течение, и с первых уступов мы скатились как в аквапарке.
А вот дальнейшие события, мягко говоря, обескуражили. Началась шивера – мелководный участок с большим количеством камней, торчащих из воды или расположенных близко к поверхности.
С учетом ранней весны, почти весь снег с гор сошел уже в апреле. Погода стояла сухая, и половодье – наилучшая пора для сплава по Зилиму – прошло раньше, чем обычно. И хотя температура воздуха держалась +25 градусов, вода была холодной. В тенистых расщелинах у подножья скал еще попадались осевшие плотным настом сугробы.
Наши катамараны то и дело вставали на камнях. Приходилось прыгать в воду, чтобы хоть как-то разгрузить их и сдернуть с речных валунов. А через 15–20 метров мы снова сидели на камнях и снова прыгали в воду. Несколько раз я оказывался перед катамараном и тянул его на себя по течению.
Денис кричал мне: «Олежа, б***, не лезь под катамаран – раздавит!» Адреналин и самонадеянность делали меня глухим к его призывам. В одном из таких эпизодов катамаран пошел на меня. Я успел сделать шаг назад – нога уперлась в крупный подводный камень. Дальше отступать было некуда. Вес катамарана, умноженный течением, давил с неотвратимой силой, как легковушка на плавном ходу.
Сработал инстинкт: каким-то неестественным движением я вывернул ногу, благо камень был скользким. Повезло. Под катамаран я больше не лез.
Постоянные запрыгивания на катамаран в высоких забродных сапогах, полных воды, – кроссфит для продвинутых.
В какой-то момент, выбившись из сил, я не стал прыгать на катамаран, вопреки настоятельным требованиям бывалых. Со словами типа «далеко все равно не уедете, я пешком вас догоню» решил пройтись по реке.
И это была плохая идея. При глубине воды чуть ниже пояса, быстрое течение и каменистое неровное дно буквально валили с ног. За десять метров пешком меня опрокинуло в воду не менее трех раз. Хорошо, что был спасательный жилет, который помогал держаться на воде и защищал ребра от ударов о камни. После такой прогулки по воде у меня всегда оставались силы, чтобы запрыгнуть на борт. Так пришло безусловное доверие к советам команды.
На преодоление шиверы вместо трёх часов у нас ушло два неполных дня. Кстати, для легкой байдарки этот участок был вполне проходимым. И даже группа спортсменов на «четверках» с трудом сумела пройти шиверу за один день. Осадка и вес наших бортов разогнаться не позволяли.
В моем представлении происходила абсолютная катастрофа. Мог бы сказать точнее, но не буду. Удивляло и даже слегка пугало рутинное спокойствие большинства спутников по отношению к происходящему на воде.
А в лагере на берегу шиверы все были снова в приподнятом настроении и шутили: никто так работать не может, как мы отдыхаем. Действительно, эти люди выглядели и действовали так, будто после долгой разлуки вернулись в родной дом.
Жить в палатке, готовить на костре и обходиться без городской избыточности у них выходило настолько естественно, что поневоле успокаивало и располагало к принятию. Обнадеживал и прогноз аксакалов: пройдем 3 км, а дальше должна начаться большая вода.
Так и вышло: на третий день сплава мы выбрались на полноводный участок реки. Предстояло нагонять на воде упущенное время, чтобы успеть осмотреть достопримечательности нашего маршрута и своевременно прийти к точке окончания похода. Мы налегли на весла. Работать веслом после приключений на шивере было одно удовольствие. Изменился пейзаж: лесистые холмы уступали место скалистым утесам, высоко нависающим над водой.

Мамбет
Одним из программных пунктов похода был подъем на скалу Мамбет. Это одна из высочайших точек локации. К скале мы подошли вечером. Заночевали у подножья. Утром проснулись раньше обычного: на все про все 3 часа. К вершине вела крутая и довольно утоптанная тропа. Ясно, что место популярное. На подходе к вершине силами энтузиастов оборудована небольшая смотровая площадка с толстым леером из каната. Рядом – растянутый между деревьями флаг Башкирии. Площадкой мы не ограничились и поднялись на вершину скалы.
Вид, действительно, открывался роскошный. С одной стороны – поросшие лесом высокие холмы, похожие на огромные муравейники. С другой – высокие скалистые уступы. А у подножья Мамбета сверкающей параболой разворачивался Зилим.

zilim mambetЛейтмотив
Пятый день сплава скрасила походная баня, организованная прямо на берегу реки. Собрали большую кучу камней. Импровизированным сводом печи была складная костровая решетка. Мы слегка подкопали землю, чтобы увеличить объем печки. Топили 4 часа. Затем установили небольшой брезентовый куб – баня готова. Парились стоя, выбегали окунуться в реку. На 4-5 уверенных жарких захода с запасом хватило. Даже приседал, когда сильно поддавали. Незаметно для себя я научался не только принимать, но и разделять ценности такого образа жизни.
На следующий день поднялся ветер, небо затянуло облаками. С выходом на воду начался дождь. Холодный, мелкий и, похоже, затяжной. Только кого он мог остановить? Разве что задерживал в пути встречный ветер.
Видимо, команда уловила мое настроение первых дней, и время от времени Лариса, бывалая туристка, добродушно-насмешливо интересовалась: «Ну как ты, Олег? Эх, как заманили тебя…Ох, куда же тебя заманили!»
Я только разводил руками и отвечал, что все нормально. После прохождения шиверы все стало семечки. И дождь тоже: досаждал, конечно, но серьезной проблемой не был.
Адмиральский катамаран ушел из поля зрения, и сколько мы ни старались, нагнать его не могли. Даже привычных остановок на перекус не было. В этот день планировался большой переход с ночевкой у Киндерлинской пещеры. Таким решительным маршем Дима давал нам понять, что скидок на погоду не будет и до намеченной точки мы дойдем.
Командирский экипаж дожидался нас на противоположном от пещеры берегу. Горел костер, и двумя скатами был растянут огромный тент. Мы все-таки прошли нужную дистанцию и утром собирались посетить пещеру. Оказалось, это популярный объект у местных любителей активного отдыха. И не только у местных.
Ближе к концу сплава нам все чаще встречались на воде группы туристов-спортсменов и отдыхающих на плавсредствах. С некоторыми знакомились. Удивила сборная команда водников из Питера и Кузбасса: две группы сошлись на сплаве по Северному Уралу и следующий сплав предприняли совместно по Уралу Южному.
Подходящие стоянки по обоим берегам Зилима были заняты. Со всех сторон звучали голоса, музыка, смех. А по реке все подходили новые группы. После первобытной глуши начала маршрута происходящее было похоже на фестиваль.
Это была последняя ночь в походе. Стало немного грустно. Я улыбнулся и подумал: «А ведь и правда – заманили».

Киндерлинская пещера
Нам повезло: стать нашим гидом вызвался местный турист-спелеолог Дмитрий из города Стерлитамака. Мы познакомились с ним и его товарищами на Зилиме, даже успели немного подружиться. По счастливому совпадению и стоянки перед пещерой заняли соседние.
Вход в пещеру расположен в огромной скале на высоте более 90 м. Сама пещера насчитывает около 15 км ходов во всех направлениях. Температура внутри постоянная – около 5 градусов. Вход в эту запутанную сеть лабиринтов, лазов и провалов открывают несколько больших залов. Их-то мы и собирались осмотреть. Более подробное изучение пещеры требует специального опыта и экипировки.
Было ощущение, что меня поместили в спецэффект к фильму «Пираты Карибского моря». Залы неожиданно огромные: каждый по высоте и площади напоминал храмовое помещение. Черные стены и своды в свете фонарей сверкали и переливались инеем. Каждый из залов украшен ледяными сталактитами и сталагмитами невообразимой формы.
Огромный кальцитовый сталагмит, Пагода, действительно напоминал рукотворную конструкцию. Встретилась даже настоящая ледяная горка. Микроклимат в пещере стабильный и мало подвержен даже сезонным влияниям. Летом там холодно, а в морозы – тепло.
Передать увиденное во всей полноте мой писательский навык не позволяет.

zilim sazykinФиниш
Далее нас ждал недолгий сплав к точке финиша. Мы наверстали упущенное время и не спеша приближались к поселку Имендяшево, где нас дожидался зафрахтованный сухопутный транспорт. Поселок объединял в своем пейзаже все особенности южноуральских красот. Над ним по соседству возвышались отвесный каменистый массив и большой изумрудный холм. Чуть ниже струился уже спокойный Зилим.
В Пензу мы вернулись 9 мая. А привязавшаяся туристическая песенка заканчивается такими словами:
Ох, позовите, ох, позовите!
Рюкзак огромный я готов носить.
И гадостью какой-нибудь кормите.
Я из палатки научился выходить!

Олег Сазыкин, специально для «Улицы Московской»