Самое читаемое в номере

«Лучше гор могут быть только горы...»

A A A

Когда слушаешь, как Андрей Тахмазян рассказывает о своих путешествиях по горам, сомнений не остаётся – лучше гор места нет. Причём если обычно в горы отправляются пешими маршрутами или в составе группы альпинистов, чтобы совершить восхождение к вершине, то путешествия Андрея Тахмазяна совершенно особенные, потому что средством передвижения для себя он выбрал мотоцикл.

tahmazyan

Путешествовал в своей жизни я немало. Но со временем понял, что столько, сколько мне хочется, пешком я физически не обойду. А мотоцикл мне как раз представился тем самым удобным транспортом, который, с одной стороны, позволяет проезжать значительно большие расстояния, а с другой – гораздо мобильнее машины. Соответственно, можно выбирать более интересные маршруты.
Поэтому три года назад я впервые сел на мотоцикл, и мы отправились в горы. До этого я на мотоцикле не ездил, только падал с него! Но довольны быстро привык.
Мотоцикл появился в моей жизни из-за желания старшего сына покататься на питбайке. Хотя я был против такого опасного увлечения, но в конце концов поддался на уговоры и мотоцикл был куплен.
Результатом стало моё новое увлечение мотопутешествиями! Началось всё до банального просто: поехал в лес за грибами. Потом стал понемногу втягиваться и почувствовал, что возможности мотоцикла гораздо больше, чем я представлял раньше. Так появилась идея первой поездки на мотоцикле в горы.

***
Я никогда не езжу в подобные путешествия один. В Пензе всегда находится компания единомышленников, с которыми мы вначале продумываем маршрут будущей поездки, а потом отправляемся к назначенному месту. Компании у нас собираются разные: от двух до пятнадцати человек. До места мы едем на машинах с прицепами, в которые грузим свои мотоциклы. Приехав, находим гостиницу, размещаемся, а дальше каждый день выезжаем на разные локации. Кстати, жильё для подобных поездок не так просто найти. Не каждая гостиница может похвастаться большим парковочным местом, на котором можно разместить несколько машин с прицепами. Поэтому мы стараемся селиться в отдельных домах, зачастую находящихся уже за чертой города. Можно сказать, что это частные гостевые дома.
Предпоследняя наша поездка была в октябре 2023 г. в Кабардино-Балкарию, в район Безенги. Это высокогорье. Туристический сезон на тот момент уже закончился, так что мы могли спокойно кататься, никому не мешая. Ведь люди по-разному реагируют на появление мотоциклов. Чаще всего, конечно, благосклонно, потому что в горы обычно отправляются люди спортивные. А езда на мотоцикле – это тоже вид спорта, причем довольно тяжелый физически. И если нам рёв моторов только добавляет азарта, то некоторые туристы бывают недовольны, что не могут насладиться горной тишиной. Но это скорее исключение. Гораздо чаще мы видим восхищение в глазах людей, по представлению которых так высоко можно забраться исключительно пешком. А тут – мотоциклы!

Хорошо спланированная поездка – половина успеха

К планированию путешествия мы подходим ответственно, заранее бронируем места в гостинице. Для нашей октябрьской поездки мы нашли просто потрясающее место для размещения. Это был дом далеко за городом, в радиусе 5 километров от которого не было ничего, кроме леса и гор.
Ещё до поездки рассказали по телефону хозяину, что мы катаемся на мотоциклах, соответственно, нужны комнаты, обязательно душ, электричество. Хозяин – истинный кавказец, заверил, что все необходимые условия есть, и мы с чистой совестью отправились в путь.
Наш дом находился поблизости посёлка Безенги. Выше него располагается альплагерь, место довольно известное, которое даже называют российскими Гималаями. Безенгийская стена – это тринадцатикилометровый горный массив, привлекающий немало любителей горных восхождений и профессиональных альпинистов.
tahmazyan bezengi

Наше скромное жильё неподалёку от посёлка Безенги.
Безенги – это мощь! Здесь самые высокие вершины Европы. Из семи пятитысячников на Кавказе пять находятся в районе знаменитой Безенгийской стены.

Когда мы на нескольких машинах добрались до места, всё оказалось далеко не так, как утверждал гостеприимный хозяин. Горячей воды не было. А представьте, как необходим душ после возвращения из наших поездок на мотоциклах, когда приходится пробираться по полному бездорожью, грязи, воде, песку. С электричеством дела обстояли не лучше, потому что все электроприборы питались от единственной солнечной панели.
А если учесть, что приехали мы уже в октябре, когда сезон солнечных дней закончился, небо затянуло тучами и пошли дожди, то нетрудно догадаться, что мы остались и без электричества. Некоторое время пользовались привезённым газом, но и он скоро закончился.
Единственным способом искупаться оставались горные реки. По температуре такие реки сравнимы с родниками, и искупаться в такой воде могли бы только очень закаленные люди. Но кое-как мы всё-таки помылись!
Надо сказать, все были настроены позитивно. Ведь ехали мы не на курорт, поэтому ни ледяная вода, ни отсутствие электричества, ни мыши, которых мы обнаружили в доме, не могли испортить нам настроение. Потому что достаточно было выйти из дома, как перед глазами открывались виды невероятной красоты!
Каждый день мы отправлялись по новому маршруту. Из Безенги мы выезжали в альплагер. Ездили через самый высокий перевал в России – Чегетджара, или, как его еще называют, Школьный перевал.
Чегетджара расположен на высоте 3000 метров, соединяет два ущелья, Хуламо-Безенгийское и Черекское, и считается самой опасной дорогой на Кавказе. Этой дорогой пользуются в основном местные жители, а также туристы-экстремалы.
В это время года, когда туристический сезон был уже закрыт, кроме нас в этом районе не было ни души. Только мы, хозяин домика и дикая природа. Неподалёку от домика, где мы жили, располагалась небольшая пещера. Хозяин рассказал, что собирается оборудовать её под гостевой дом, поставить кровати, провести свет и сдавать туристам. По утрам к нашему домику приходили ослики, которые паслись неподалёку. Мы их регулярно подкармливали. Одним словом, попадая в горы, погружаешься в совершенно другой мир, вне нашей цивилизации.

***
Когда мы были в Северной Осетии, то, конечно, не могли не посетить знаменитый курорт «Порог неба», расположенный в живописном Дигорском ущелье. Посмотрели водопад Три сестры. Туда нельзя добраться на машине, только пешком или, как мы, на мотоциклах.

tahmazyan turbaza

Турбаза Порог неба. Северная Осетия - настоящая жемчужина нашей необъятной Родины. Обязательно посетите это место!

Обычно мы открывали карту местности и смотрели, какие есть тропы. Топографическими картами мы не пользовались, а скачивали на телефоны специальные приложения с векторными картами, по которым можно прокладывать маршрут офлайн. Ведь в горах интернета нет. Можно совсем недалеко отойти от поселка, и связь уже полностью пропадает.
Впрочем, в самих поездках интернет нам был не нужен, так как для связи мы пользуемся рациями. У рации небольшой радиус покрытия. Но этого хватает для того, чтобы не потеряться. Каждый участник едет в своём темпе, но мы стараемся не растягиваться по дистанции. Бывает, что уехал вперёд, позади никого нет. Тогда ждёшь какое-то время, иногда и назад возвращаешься: возможно, у кого-то поломка, нужна помощь.
Итак, мы выбираем маршрут по картам. Сложность маршрута оценить часто бывает очень трудно, карта не передает всего рельефа местности. Вроде бы дорога есть, а какая она – можно будет понять, только добравшись до места. Поэтому по возможности узнаём у местных, можно ли там проехать.
В одну из поездок мы выбрали маршрутом Приэльбрусье. Было решено ехать не популярной туристической дорогой, которая идет через Баксанское ущелье и заканчивается туристическими базами и горнолыжным курортом.
Мы поехали в соседнее ущелье Кала-Кулак, к подножью Эльбруса с другой стороны, где уже нет курорта, а только альпинисты совершают свои восхождения. Поскольку широкая асфальтная дорога, растянувшаяся почти на 200 километров, нас не интересовала, с Верхнего Баксана мы отправились до урочища Джилы-Су по короткому пути. Всего 30–40 километров – и мы должны были быть на месте.
tahmazyan elbrus

Вид на Эльбрус и Джи-лы Су с перевала Бересун (2550 м).

У местного населения мы поинтересовались, можно ли там проехать, и нас заверили, что дорога есть: «Там даже на квадроциклах проезжают, а на мотоциклах и подавно!» Вдохновленные таким ответом, мы смело двинулись в обозначенном направлении. Выехало нас восемь человек, но очень скоро мы начали терять наших «мотобратьев».
Дорога оказалась чрезвычайно сложной – очень крутой подъём. Двигатели начали «закипать» один за другим. Один из участников маршрута упал и повредил ребро.
Параллельно с нами шли пешие туристы, у которых был маршрут через перевал Кыртык на Джилы-Су. Увидев нашу команду на мотоциклах, они не смогли скрыть своего удивления, потому что, как оказалось, там и пешком с трудом можно было пройти, а на мотоциклах – практически нереально.
В итоге с невероятными усилиями, с порванными цепями, до перевала из нас добрались только трое. Но это была лишь половина пути. Изначально мы планировали проехать 30 километров через перевал, покататься в районе Джилы-Су и вернуться тем же коротким путём. Но как только начался спуск, мы поняли, что вернуться назад мы этим путём не сможем.

Вообще, подниматься в гору, несмотря на кажущуюся сложность, проще. При подъемах ты видишь дорогу, лучше контролируешь ситуацию и в случае падения можешь просто спрыгнуть в сторону.
Когда же едешь вниз, то падение значительно опаснее, так как мотоцикл может упасть сверху, и тогда уже простыми ушибами и ссадинами не обойдется. Ещё и по этой причине не советуют отправляться в горы поодиночке.
Бывало, к нам прибивались одиночные путешественники, и мы никогда не были против нового человека. Потому что понимали, что в горах любому из нас может понадобиться помощь и лучше, если ты будешь не один в такой ситуации.
Спуск был настолько сложным, что если бы случилась какая-то поломка, то пришлось бы просто бросать мотоцикл среди камней и идти пешком. В итоге, выбившись из всех графиков, за два часа мы всё-таки спустились до Джилы-Су. Ни на какие катания не было сил, уже темнело. Горизонт затягивало тучами, в любой момент мог начаться дождь, поэтому назад мы возвращались уже по более цивилизованной дороге.

Хотя мне очень нравится ездить по заброшенным местам. Это могут быть старые гостиничные комплексы, турбазы. Помню, во время одной из поездок по Абхазии мы набрели на целый заброшенный город!

tahmazyan akarmara

Акармара - «мертвый» шахтерский поселок, затерявшийся посреди высоких гор, глубоких ущелий и густых лесов Восточной Абхазии. Покинутое людьми место.

tahmazyan rudnik

Вид на рудник и посёлок Садон. Когда шахты работали, посёлок развивался и жил бурной жизнью. В Великую Отечественную войну каждая четвёртая пуля на фронте была выплавлена из садонского свинца.

tahmazyan dk

Дом культуры в бывшем шахтёрском посёлке Садон.

В тех краях растительность очень буйная, и стоит человеку покинуть место обитания, как природа моментально берёт своё.
Заехали в один такой город – Ткварчели – и даже не сразу поняли, где оказались! Вокруг лес, деревья, и вдруг показывается сталинская трёхэтажка, потом ещё одна... Когда глаза немного привыкли, мы разглядели улицы, кинотеатры, памятники, но всё уже поросло тропической зеленью.
Это был настоящий город со своей инфраструктурой, к которому вела железная дорога. Рельсы давно разобрали, остались только шпалы, по которым мы продолжали свой путь.
***
Конечно, если смотреть объективно, горная езда на мотоцикле – это опасный вид спорта. Иногда смотришь на какой-нибудь крутой спуск, и поначалу страшно. Но, могу сказать, что когда ты в горах едешь, чувствуешь скорость – наступает эйфория и страха уже нет! Но кроме техники вождения есть много нюансов, которые надо учитывать, отправляясь в поездку.
С собой приходится везти запас бензина, потому что в горах далеко не везде можно найти заправку. Конечно, необходимые инструменты на случаи поломок. А поломки на горных дорогах – это не редкость.
Также нужно позаботиться о запасе воды. Тут, разумеется, всё индивидуально, кому-то хватает литра, а кому-то и двух будет мало. Но потеря жидкости в таких поездках очень значительная. Это только со стороны может показаться: да что они там делают, сели на мотоцикл и едут!
Но когда приходится преодолевать участки полного бездорожья, например заваленные камнями, а объехать это место нет возможности, то приходится мотоцикл буквально тащить на себе. А весит он больше 100 килограммов! Из еды традиционно берем орехи, сухофрукты, энергетические батончики. Еда должна быть питательной и одновременно лёгкой. Ведь один костюм весит 15 килограммов, поэтому еды берем самый минимум.

Риск – дело благородное!

Наверное, одной из самых опасных поездок был маршрут в знаменитое Кармадонское ущелье. Это пеший маршрут, там есть участок, где протянуты тросы, за которые люди держатся, когда проходят по обрыву. Пешком я там уже бывал, но потом вместе ребятами решили проехать этот маршрут на мотоциклах.
И вот доезжаем мы до этих тросов. Один из ребят сразу сказал, что дальше не поедет, но мы всё-таки проехали. Хотя дорога там кроме того, что узкая, ещё и сыпучая. Сам обрыв не такой крутой, но если сорвёшься, падать будешь далеко и без службы спасения уже точно не выберешься.
После перехода дорога кончилась, впереди были огромные камни, и если бы мы решили пробираться по ним на мотоциклах, у нас бы ушло не меньше трёх часов. Надо учитывать, что в горах воздух разрежённый и кислорода начинает быстро не хватать, а при интенсивной физической нагрузке силы очень быстро кончаются. Поэтому мы оставили свои байки и пешком дошли до ледников Майли и Колка.
Сход ледника Колка произошел в 2002 году в Кармадонском ущелье. В результате трагедии пропали без вести 125 человек, в числе которых группа фильма «Связной», в съёмках которого принимал участие Сергей Бодров.
Последствия схода ледника до сих пор видны. Только представьте себе тысячи тонн льда, которые несутся со скоростью 200 километров в час. Горная порода буквально срезалась подчистую.
Немного отдохнув после перехода, мы искупались в горячих источниках, а на обратном пути встретили туристов. Те, узнав, что мы добирались сюда на мотоциклах, не скрывали своего изумления: «А ещё нас сумасшедшими считают, – сказала одна девушка, – а тут люди на мотоциклах умудрились заехать!» Вообще, люди часто удивляются, когда встречают нас в труднопроходимых местах, где просто не ожидают увидеть такой транспорт. Многие даже просили сфотографироваться с нами, и мы, конечно, не отказывались!
***
В Южной Осетии я бывал не раз, но никогда не доезжал до Ленингора. Это небольшой городок в 70 километрах от столицы – Цхинвала. Трасса там с затяжными подъемами и длинными спусками. Пока ехали, стемнело. До города оставалось совсем немного, когда к нам на дорогу выбежал медведь. Довольно крупный! В голову тогда закралась мысль: куда же мы вообще едем, если тут через дорогу медведи ходят!
Доехали до города и прямиком в единственную гостиницу. Информацию мы брали из интернета, и когда-то гостиница там действительно была, но когда приехали, оказалось, что никакой гостиницы уже давно нет. А уже ночь, нам надо где-то остановиться. Стали искать ночлег, но это оказалось не так-то просто. Местные жители к себе не пускали, предложили съездить на пивзавод, но и там нас не смогли приютить.
Уже на выезде из города мы заметили пункт МЧС. Сотрудники службы спасения разместили нас у себя и накормили, а на утро мы рассказали про нашу встречу с медведем. Начальник ответил, что медведей у них полно, но сейчас они неагрессивные, так как медвежата уже подросли. «Один тут, правда, ходит, – посетовал начальник, – пять коров уже задрал, крестьяне жалуются, завтра пойдём отлавливать».
Под впечатлениями от рассказов спасателей с утра мы отправились кататься в горы, понимая, что в любой момент можем встретить косолапого. Мы добрались до старого разрушенного храма, погуляли, зашли внутрь. А мотоциклы оставили неподалёку.
Один из нас заметил примятую траву. Тогда мы этому не придали значения, а когда уже возвращались, разговорились с пограничниками. Спрашиваю: «Что, медведи у вас тут есть?» Он отвечает: «Есть. Сам я не видел, но вот лёжки постоянно попадаются».
Вот так мы и выяснили, что незадолго до нашего появления у храма, там лежал медведь.
***

Когда меня спрашивают, зачем мы ездим в горы, я всегда отвечаю: за новыми ощущениями, за красивыми видами. За два года мы ни разу не повторяли свои маршруты и всегда стараемся выбирать новые локации для поездок.
Каждое место обладает своей неповторимой аурой. Например, когда мы остановились в селе Ахты (Дегестан), это на границе с Азербайджаном, было ощущение, что мы попали в другой мир. Лезгины невероятно гостеприимный народ. Мы заехали в какое-то горное село: дорог нет, кругом дикая природа.

tahmazyan ahty

Дагестанское село Ахты (по словам местных, самое большое село в Дагестане и России), интересно как своей историей, так и видами.

Но как только мы въехали на площадь, народ высыпал из своих домов посмотреть на нас. Нам предлагали остаться пожить, накормить-напоить! Но нужно было возвращаться, поэтому пришлось отказаться. Через такие поездки лучше узнаешь людей. И, кстати, могу сказать, что все встречи у нас были очень доброжелательные, позитивные.
***
Мы пробовали ездить по равнине, но это неинтересно. Можно ехать часами, а глазу не за что зацепиться, вокруг одна степь. Так мы один раз ездили на Эльтон. Это самое крупное солёное озеро, находится в Волгоградской области. Вот там совсем не интересно. Можно, конечно, залезть в лечебную грязь Эльтона. Но зачем?
Всё-таки мы ездим за новыми видами. А это могут дать только горы! Поэтому и следующая поездка будет в горы. Благо на просторах нашей необъятной родины столько красивых мест, что и одной жизни не хватит, чтобы их объехать!