Вход для пользователей

Далеко за рамками церковного краеведения

A A A

Вышел в свет первый том фундаментального исследования Александра Дворжанского «Храмы Пензенской области». Здесь собраны сведения обо всех существовавших когда-либо и существующих ныне храмах, а также часовнях, святых источниках, поклонных крестах на территории 13-ти районов: Башмаковского, Бековского, Белинского, Бессоновского, Вадинского, Городищенского, Земетчинского, Иссинского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого и Лопатинского. Остальные 14 районов должны войти во второй том.

bookНе скрою: я ждал появления этого труда много лет. Практически все те восемнадцать, что прошли со времени, когда книга впервые была автором проанонсирована.
Напомню, осенью 1999 г., когда праздновалось 200-летие Пензенской епархии, Александр Дворжанский издал ее «Историю», точнее первую часть («Исторический очерк») тетралогии, в которую должны были войти также «Храмы», «Монастыри» и «Духовное образование».
После написания и издания этой серии книг церковная история Пензенского края обрела бы более или менее отчетливые очертания. А начало работы над «Храмами Пензенской области» было положено Дворжанским, по сути, еще раньше, в 80-х гг., когда он собирал материалы для Свода памятников истории и культуры Пензенской области.
Такова предыстория. История у книги получилась долгой и совсем другой. Менее чем через год после выхода в свет «Исторического очерка» ушел в мир иной архиепископ Серафим (Тихонов), инициировавший и поддерживавший исторические исследования Дворжанского.
В последующие 13 лет ни одного серьезного труда епархией издано не было. В 2004 г. (если мне не изменяет память) черновики «Храмов» без воли на то автора появились в Сети и быстро разлетелись по ней в цитатах.
В 2008 г. мультимедиакомпанией «Алюр» был издан диск «Православные храмы Пензенской земли» с текстами и фотографиями Александра Дворжанского.
Краевед признавался, что перспектива завершить труд и издать его в том виде, как предполагалось в 1999 г., с каждым годом становилась все более призрачной. Честно скажу, что и я, как читатель, уже начал сомневаться в том, что когда-нибудь буду держать в руках «Храмы Пензенской области».
И все-таки оно свершилось! Прежде всего, благодаря митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму, уроженцу Сурского края, искренне интересующемуся его историей.
Помимо собственно расходов на издание и командировки краеведа по области, требовалось и вселить в автора уверенность в востребованности его труда, убедить в необходимости завершения. За это, полагаю, мы все, небезразличные к родной истории, должны сказать высокопреосвященному Серафиму спасибо.
* * *
Теперь, видимо, следует рассказать об источниках к написанию книги.
Прежде всего, разумеется, это  документы Государственного архива Пензенской области и епархиальная периодика. Но использованы и материалы из столичных, саратовского и тамбовского архивов (так как часть сел относилась до 1928 г. к Саратовской, Тамбовской и Симбирской губерниям), и редчайшие краеведческие издания прошлого.
Особая тема – поездки по области, в ходе которых Александр Дворжанский побывал практически во всех местах, где когда-либо были храмы (включая вымершие уже села). О том, что он лично осмотрел и заснял все церковные сооружения (и их остатки), сохранившиеся до наших дней, говорить излишне.
Почему труд далеко выходит за рамки церковного краеведения?
Во-первых, потому что храмы – это архитектура. Для большинства населенных пунктов региона именно культовые сооружения – самые яркие (и часто единственные) памятники зодчества.
Такого полного свода архитектурного богатства Сурского края мы еще не видели. Причем в «Храмах Пензенской области» есть не только фотографии церквей (старые и современные), но и их проекты, о существовании которых мы вообще не догадывались. В десятках случаев Дворжанскому удалось установить и авторство проектов.
Во-вторых, очень и очень многие храмы строили дворяне, купцы – наиболее видные представители местного населения. Волей-неволей Дворжанскому приходится рассказывать об их родословной, о связях с родным городом или селом. Так что к истории неподатных сословий книга добавляет очень много.
А еще автор приводит минимальные сведения о дореволюционном некрополе – сохранившихся надгробиях и погребенных в храмах и рядом с ними лицах. А еще, описывая святые источники, часовни над ними, историю их почитания, Дворжанский касается уже местного фольклора. Словом, «ниточек» для дальнейших исследований по самым разным направлениям оставляет массу.
Книга, объем которой – 512 страниц, богато иллюстрирована старинными и современными фотографиями, планами церквей, портретами храмоздателей и священнослужителей. Она в равной степени может восприниматься и как научный труд, и как подарочное издание.
* * *
Будет ли поставлена точка в изучении истории храмов Пензенской области с появлением двухтомника Александра Дворжанского?
Ни в коем случае. И в этом нет ничего странного. История практически каждой церкви заслуживает отдельного полноценного исследования, и цели досконально изучить каждую из них автор себе и не ставил.
Есть и факты, установленные предположительно, и неразрешенные противоречия в источниках. Повторюсь, «ниточек» масса, были бы желающие их распутывать.
А чтобы не возникло у читателя ощущения приторности от восторженного тона моей рецензии, укажу на существенный пробел труда – отсутствие в нем хотя бы кратких сведений о храмах собственно города Пензы.
Да, я согласен с Александром Игоревичем, что историю городских храмов нужно писать совсем по-другому, чем всех остальных. Что отчасти этот пробел восполняет моя книжечка «По храмам Пензы», издававшаяся в 2006 и 2012 гг.
И все-таки совсем без храмов Пензы, пригородных сел и Заречного, на мой взгляд, ну никак нельзя. Поэтому оставляю за собой право надеяться, что во втором томе мы все это увидим.
Думаю, уже достаточное количество читателей заинтересовались: а где книгу можно приобрести? Увы, пока практически нигде.
Из типографии еще не вышел полный тираж, и экземпляры книги поступили лишь в некоторые храмы. А хотелось бы, чтобы они были в свободной продаже. Пусть не все приобретут фолиант в личные коллекции, но чтобы хотя бы во всех основных библиотеках региона он был.

Поиск по сайту

Реклама