Самое читаемое в номере

Вычеркнутый из бюллетеней

A A A

У Алексея Навального нет никаких шансов. Но он держит удар. Немногим более чем за год до президентских выборов в России Алексей Навальный, ведущий оппозиционный политик страны, разворачивает свою предвыборную кампанию.

inopress2

В ближайшие недели он отправится в поездку по стране, из Сибири к Чёрному морю, чтобы открывать предвыборные штабы и набирать добровольцев. Недавнее решение суда, лишившее его права баллотироваться, ничуть не изменило его планов.
«Танцуй так, как будто тебя никто не видит; веди кампанию так, как будто твоё имя уже включено в бюллетень», – усмехается Навальный.
Решение суда не положило конец фокстроту Навального с Кремлём. Даже если ему не дадут баллотироваться, он не будет полностью вычеркнут из русской политики. Его место в ней определяется не успехами на выборах, а поддержкой со стороны молодых русских горожан, разочарованных правлением нынешнего президента Владимира Путина.
Путин мог бы позволить Навальному баллотироваться, не опасаясь его победы. Так он обеспечил бы выборы необходимой ширмой и сделал бы свою неизбежную победу не столь уж нечестной в глазах избирателей. (Хотя Путин ещё не объявил о своём намерении баллотироваться в 2018 г., в его планах мало кто сомневается). «Это всё часть процесса борьбы за власть», – заявил Навальный.
Суды – привычное место для этой борьбы. В 2013 г. накануне выборов городского головы Москвы Навальный был признан виновным по сфабрикованным обвинениям в хищениях в компании по переработке древесины в Кирове.
С тех пор он был втянут в целую вереницу подобных нелепых дел.
Навальный успешно обжаловал вынесенный против него в Кирове приговор в Европейском суде по правам человека, и в прошлом году Верховный суд России решил отправить это дело на повторное рассмотрение. Но в этом месяце суд в Кирове подтвердил решение 2013 г., повторив почти слово в
слово свой прежний приговор.
Это привело к тому, что пока Навальный не имеет права баллотироваться.
Навальный надеется расшевелить достаточно своих рядовых сторонников, чтобы заставить власти пустить его на выборы. История знает уже такие примеры: после его осуждения в 2013 г. тысячи его сторонников вышли на улицы Москвы. Тогда суд неожиданно освободил его, рассмотрев апелляцию, что позволило ему принять участие в выборах городского головы, на которых за него проголосовало 27% избирателей, хотя его почти не показывали по русскому телевидению.
Он говорит, что уже примерно 25000 человек готовы добровольно помогать ему в борьбе за кресло президента: когда он открывал свой штаб в этом месяце в Санкт-Петербурге, то туда по холодным улицам выстроилась очередь в сотни человек. Идёт сбор пожертвований на его кампанию в Интернете. Мы принимаем даже биткойны, «как торговцы наркотиками», смеётся Навальный.
Кое-кто усматривает в этом некоторое сходство с восхождением Бориса Ельцина к власти. В 1987 г. Ельцин был смещён с одной из высших должностей в Коммунистической партии и был публично атакован Михаилом Горбачёвым, советским вождём, за торможение реформ.
Тем не менее Навальный мрачно смотрит на своё будущее. Путин всё ещё популярен. Русское государственное телевидение редко говорит о Навальном, а если делает это, то для того, чтобы бросить на него тень.
О его существовании знает только треть русских. Большинство слышало о нём только из сообщений об уголовных обвинениях против него. Оппозиция расколота и потрёпана.
Во время прошлогодней парламентской кампании, когда Навальный агитировал за оппозиционную РПР-ПАРНАС, он говорил о необходимости проскользнуть в парламент и создать там коалицию. Теперь он признаёт, что «власть в России вряд ли сменится в результате выборов».
  The Economist, 18 февраля 2017 г.

Прочитано 1480 раз

Поиск по сайту