Самое читаемое в номере

Раскол Америки

A A A

Выдвижение Дональда Трампа кандидатом в президенты в Кливленде может нанести огромный ущерб этой процветающей стране.


С «Утра в Америке» и до «Да, мы можем» президентские выборы походили на соревнование в оптимизме: обычно побеждал тот кандидат, что обращался с самым жизнеутверждающим призывом к нации. В 2016 г. всё перевернулось с ног на голову: Америка охвачена совсем не американским пессимизмом. Мгла окутала межрасовые отношения. После убийства белых полицейских чёрным стрелком в Далласе и сопровождавшихся арестами протестов в нескольких городах против полицейского насилия, организованных движением «Жизнь чёрных чего-то стоит», ситуация, похоже, ухудшается. Тучи сгущаются над экономикой.
Политики справа и слева утверждают, что американский капитализм не способен удовлетворить нужды простых людей, поскольку подчинён задаче защиты интересов группы заговорщиков из числа представителей эгоистической элиты. По стране распространяются злоба и разочарование.
У Америки, конечно, есть проблемы, но описанная картина является карикатурой на эту страну, которая сейчас является наиболее процветающей, наиболее мирной и наименее расистской, чем когда бы то ни было. Подлинная угроза  исходит от человека, который сделал всё, что мог, чтобы разжечь пламя национальной ярости, и которого выдвинут в Кливленде кандидатом в президенты от Республиканской партии.
Каким бы ни был исход ноябрьских выборов, у Дональда Трампа есть достаточно возможностей, чтобы превратить Америку как раз в ту неспособную нормально функционировать и клонящуюся к упадку страну, каковой она, по его словам, сейчас является.
Эта нация идёт в ад
Несоответствие мрачной риторики и подлинного положения дел особенно заметно в экономике. Америка переживает сейчас четвёртый по продолжительности за всю её историю период экономического роста. Фондовый рынок находится на исторических максимумах. Уровень безработицы упал ниже 5%. Реальная медианная зарплата, наконец-то, начала расти.
Есть и проблемы, в частности, высокий уровень неравенства и положение низкоквалифицированных рабочих, страдающих от глобализации. Но всё это гноилось годами. Только этим нельзя объяснить внезапный приступ ярости, охвативший американскую политику. В межрасовых отношениях также наблюдается значительный прогресс. Ещё в 1995 г. лишь половина американцев говорила социологам, что поддерживает смешанные браки. Сейчас таких около 90%. Более одной десятой всех браков заключается между представителями разных этнических групп. Перемещение небелых в пригороды привело к тому, что белые, чёрные, испано- и азиатоамериканцы живут, и весьма неплохо, рядом друг с другом. Тем не менее многие американцы смотрят на межрасовые отношения со всё большим пессимизмом.
С 2008 г., когда Барак Обама был избран президентом, доля американцев, считающих отношения между чёрными и белыми добрыми, упала с 68 до 47%. Избрание чёрного президента, которое, казалось бы, должно было стать самым убедительным доказательством прогресса в межрасовых отношениях, сопровождалось ростом уверенности в том, что на самом деле ситуация в этой сфере становится всё хуже.
Чем объяснить разрыв между весьма здоровым положением дел в Америке и представлениями, что, если пользоваться лаконичными словами Трампа, страна «быстро идёт вниз»?
Историки будущего отметят, что примерно в 2011 г. в стране стало рождаться поровну белых и небелых детей, что привело к тому, что стареющее белое население превратилось в меньшинство к
2045 г. Это было воспринято крайне болезненно в стране, где на протяжении 200 лет – от Джорджа Вашингтона до Рональда Рейгана – белые европейского происхождения составляли 80-90% населения.
Ощущение демографической угрозы было усилено политическим расколом. Обе партии пришли к выводу, что их электораты практически не пересекаются, а поэтому их успех зависит от того, удастся ли максимально взвинтить своих сторонников и добиться их наибольшей явки на выборы.
Добавьте к этому кандидата Дональда Трампа, этого самовлюблённого хулигана, который тыкал во все больные места и раздувал любое злое чувство, и вы получите страну, которая, несмотря на все свои достоинства, оказалась способна нанести сама себе тяжёлое ранение.
Преобразование
политики
Самый большой урон будет нанесён, если он победит. Его угрозы разорвать соглашения о свободной торговле и заставить американские фирмы вернуть на родину рабочие места, возможно, являются пустыми. Возможно, он не сможет построить стену на границе с Мексикой или выслать 11 млн иностранцев, нелегально находящихся на территории Соединённых Штатов.
Но даже если ему не удастся сдержать свои предвыборные обещания, он, уже дав их, нанёс ущерб репутации Америки во всём мире. А нарушив их, он может ещё больше разозлить своих сторонников.
Однако самый опасный аспект президентства Трампа – это то, что человеку со столь слабым самоконтролем и дурным характером придётся принимать внезапные решения в сфере национальной безопасности. И в его распоряжении будут самые сильные в мире армия, флот, авиация, а также ядерные коды.
Букмекеры оценивают шансы на победу Трампа как 3 из 10. Так же они оценивали шансы победы на референдуме сторонников выхода Британии из Европейского Союза. Но Трамп способен нанести ущерб стране, даже если проиграет. Он уже вышел за рамки допустимого, говоря о мексиканцах, мусульманах, женщинах, диктаторах и своих политических соперниках. Теперь уже невозможно будет вернуться назад в исходную точку.
История показывает, что кандидаты, завоевавшие контроль над партией за счёт разрыва с её традиционными ценностями, вполне способны преобразовать её. Барри Голдуотер совершил этот подвиг для республиканцев: он хоть и проиграл в 44 штатах в 1964 г., но через полтора десятилетия партия уже полностью стояла на его платформе. Джордж Макговерн, который выступил даже хуже Гоулдуотера, проиграв 49 штатов в 1972 г., таким же образом изменил Демократическую партию.
Один из главных уроков успеха Трампа заключается в том, что старая республиканская комбинация борьбы за снижение роли государства и социального консерватизма менее популярна среди сторонников партии, чем трампизм – смесь популизма и почвенничества со свойственным для XXI века восприятием действительности через телевидение и социальные сети. Его выдвижение может означать конец Республиканской партии, а может и указывать на будущее этой партии.
Раздумывая о голосовании против системы, возможность которого олицетворяет собой Трамп, избиратели могут задаться вопросом о том, что собственно они теряют. (Именно эта логика привела многих британцев к голосованию за выход Британии из ЕС 23 июня.) Но Америка в 2016 г. находится в самом мирном, процветающем и, несмотря на последние новости, расово гармоничном состоянии, чем когда бы то ни было. Так что ответ такой: чудовищно много.
The Economist, 16 июля 2016 г.

Прочитано 1042 раз

Поиск по сайту