Александра Авксентьева: «Мы поедем в Пензу…»

A A A

В канун нового года в Пензе, в детской художественной школе № 1, представили книгу «Автобиография души…».
Она рассказывает об Александре Прегель – художнице, дочери Николая Авксентьева, председателя Уфимской директории – Временного Всероссийского правительства, свержение которого привело к власти адмирала Колчака.
Николай Авксентьев – наш земляк. Он родился и учился в Пензе, окончив местную гимназию с золотой медалью.

С рассказа о Николае Дмитриевиче Авксентьеве и началась презентация. Открывшая ее Наталья Ехина, кандидат исторических наук, назвала Авксентьева одним из самых известных уроженцев Пензы. «Мы хотели бы, чтобы достойное место в истории города заняла и его дочь», – сказала она, предоставив слово сидевшей с ней за столом Юлии Гаухман.
avksentev1

 

Наталья Ехина и Юлия Гаухман


 

Юлия Гаухман, для которой Прегель просто «тетя Саша», рассказала о дружбе с ней, отметив с годами сложившуюся их «душевную близость». Муж Александры Прегель – крупный бизнесмен, ученый-физик и коллекционер Борис Юльевич Прегель – дядя Юлии.
На презентации, что для присутствовавших было очень неожиданно, в исполнении Бориса Юльевича прозвучала знаменитая песня Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «В лесу прифронтовом».
Прегель записал ее в музыкальной студии Нью-Йорка. Сам себе и аккомпанировал. Детей у супругов не было. Свое творческое наследие – воспоминания, картины, рисунки – Александра Прегель оставила Юлии Гаухман.
Книга «Автобиография души…» делает это наследие доступным. Впервые публикуются автобиографические заметки Александры Прегель, в том числе о своём отце, репродукции ее картин.
Александра Прегель – известный художник. Она широко выставлялась в 20-60-е годы XX века. Участвовала в выставках во Франции и США. Иллюстрировала книги Пушкина и Блока. Учителями дочери Авксентьева были знаменитые художники Василий Шухаев, Наталья Гончарова и Александр Яковлев.    
avksentev2Александра Николаевна Прегель – дочь Авксентьева от первого брака с Марией Тумаркиной. Они познакомились в Европе. В тамошних университетах Николай Дмитриевич завершал свое образование (из-за участия в революционном движении он не мог это сделать на родине).
В университете Берна супруги вместе провели последний учебный год. Николай защитил диссертацию о Фридрихе Ницше, Мария – о Владимире Соловьеве. Оба стали докторами философии. Вернувшись в Россию, участвовали в революции 1905 г. Были арестованы.
Их свадьба состоялась в тюрьме. Мария вскоре вышла на свободу, а Николая отправили в ссылку в Салехард (тогда он назывался Обдорск). Жена поехала вслед за супругом.
«Их поселили в маленьком домике, – вспоминала Александра Николаевна. – В  зимнее время окна были заблокированы толстыми ледяными глыбами. Ссыльным было разрешено свободно перемещаться в пределах города, но не дальше».
Из ссылки Николай Авксентьев бежал. Мария же, «будучи вольной, вернулась в Москву без проблем». Семья соединилась в Финляндии (она являлась частью Российской империи), где в Хельсинки (Гельсингфорсе) и родилась 15 декабря 1907 г. Александра Николаевна.
Ее назвали в честь матери Николая Дмитриевича – Александры Ивановны. Она скончалась 31 декабря 1906 года (по старому стилю), после того как навестила арестованного сына.
«Глубокий страх и боль за судьбу единственного сына привели к тому, что ее сердце не выдержало, – писала внучка, – и она скончалась от сердечного приступа вскоре после возвращения домой в Пензу».
Могилы Александры Ивановны и ее супруга, деда Александры, Дмитрия Ильича (умер в 1913 г.) сохранились на Мироносицком кладбище Пензы.
avksentev3Любопытно, что полицейский агент Евно Азеф, тогда еще не раскрытый и занимавший высокий пост в партии социалистов-революционеров, в которой работали Авксентьевы, прислал Марии Тумаркиной в связи с рождением дочери огромный букет красных роз.  
Родители художницы прожили вместе недолго. В 1910 г. они развелись, но сохранили дружеские отношения до конца дней. Дочь жила и с матерью, и с отцом.
В «Автобиографии души...» печатаются воспоминания Александры об отце, которые говорят о высоком уровне их взаимоотношений: «Среди тысяч людей я могла узнать шаги отца по лестнице, ее специфический скрип под его ногами и покашливание перед подъемом по ступенькам на последний, пятый этаж, когда он возвращался домой.
avksentev

Николай Авксентьев в тюремной камере Петропавловской крепости. 1906 г.Фото Р. Вишняка.Из книги «Автобиография души...»


 

Отец был также моим первым учителем: он учил меня русскому языку, сначала по кубикам, затем по детским книжкам с картинками. Его я заставляла рисовать картинки – всегда русский пейзаж: деревянная изба, изгородь, деревья и колодезь. Это была традиционная картина, которую я перерисовывала, стараясь сделать так же хорошо, как и он, тысячи раз.
Все рассказы отца всегда относились к России, к жизни там и обычаям. Я мечтала туда вернуться с ним, и он обещал, что мы поедем вместе кататься по Волге.
Я часто просила его рассказать, как это будет, как мы поедем в Пензу, где тогда еще жили дедушка и старая тетя Лиза, сестра покойной бабушки; как пойдем на кладбище, где похоронена бабушка, где есть большое семейное место, деревья и перед могилами лавка, на которой можно посидеть (отец не был там, когда бабушка скончалась, и рассказывал об этом по своим детским воспоминаниям). А затем поедем на Волгу и будем спускаться по ней на пароходе».   
После революции отец и дочь вернулись в Россию. Но ненадолго.
avksentev5Политическая карьера Николая Дмитриевича не удалась, хотя и начиналась блестяще: в 1917 г. Авксентьев был председателем исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов, министром внутренних дел Временного правительства, возглавлял Всероссийское демократическое совещание и Временный Совет Российской Республики.
Приход к власти большевиков, гражданская война, переворот Колчака вынудили его эмигрировать. Там же, в эмиграции, оказалась и Александра.
Мария Тумаркина вышла замуж за Михаила Цетлина, писателя, редактора, основателя «Нового журнала». Он был отчимом Александры Николаевны. Их дочь Ангелина и Александра Николаевна, ее сводная сестра, вышли замуж с разницей в несколько дней, в Париже, в кровавом для России 1937 г. Александра Авксентьева стала госпожой Прегель.
avksentev6

Продавец книг.1948-1951 гг.


 

На презентации Юлия Гаухман много и подробно говорила о биографии художницы. На мольбертах находились ее рисунки, которые организаторы затем увезли из Пензы. Это была возможность увидеть вживую работы Александры Николаевны. Впрочем, она по-прежнему есть.
Семнадцать лет назад, в октябре 2001 г., Юлия Гаухман подарила четыре картины Прегель Пензенской картинной галерее (Александра умерла в 1984 году).
Завершая презентацию, Юлия Гаухман с волнением в голосе, произнесла слова, объясняющие причину ее визита в Пензу: «Я выполняю самое заветное желание близкого, родного  мне человека, тети Шуры» –  побывать на родине ее отца и предков.
avksentev7Большим подарком Пензе стала рукописная книга Александры Николаевны – «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина с ее иллюстрациями.
Юлия Гаухман выразила надежду, что сотрудничество с Пензой будет продолжено. Она очень хочет, чтобы с жизнью и творчеством Александры Прегель познакомилось как можно больше людей. И думает, что это желание взаимно.  
Рисунки Александры Прегель, представленные во время презентации книги

Прочитано 658 раз

Уважаемый читатель!

Наверное, если вы дочитали эту публикацию до конца, она вам понравилась. Очень на это рассчитываем.
Верим в то, что сравнительно малочисленная аудитория «Улицы Московской» вместе с тем еще и верная аудитория. Верная принципам открытого и свободного общества.
Открытое общество, одним из элементов которого является справедливая и сбалансированная журналистика «Улицы Московской», может существовать исключительно на основе взаимной ответственности и взаимных обязательств.
Мы бросаем вызов власти и призываем ее к ответственности.
Мы ставим под сомнение справедливость существующего положения вещей и готовим наших читателей к тому, что все еще изменится.
Мы рассказываем о вещах, о которых власть хотела бы умолчать, и даем шанс обиженным донести свою правду.
Но мы нуждаемся в вашей поддержке.
И если вы готовы потратить посильные вам средства для поддержания свободного слова, независимых журналистских расследований, мы потратим ваши средства на эти цели.

Заранее благодарен, Валентин Мануйлов

donate3

Поиск по сайту