Самое читаемое в номере

Холодное лето 2013

A A A

island aЕкатерина Сазанова, дизайнер типографии «Наш дом», рассказывает, как она провела неделю в Исландии летом 2013 г.
Мы любим компанией отдыхать в какой-нибудь мало освоенной пензенскими туристами стране. Разрабатываем свой маршрут и берём напрокат машину, чтобы каждый смог посмотреть именно то, что ему больше всего хочется. В этот раз выбрали Исландию. Проехали и по «золотому кольцу», и по «бриллиантовому». Только на востоке страны не хватило времени побывать.

Ночной перелёт с пересадкой в Мюнхене переносился тяжело. В аэропорт Кефлавика мы прилетели в полночь по местному времени, оно отстаёт от московского на 5 часов. В три утра, встречая рассвет, мы увидели странный памятник – самолёт, вылупляющийся из яйца.
Кстати, в Рейкьявике тоже довольно много таких вот необычных современных скульптур. Например, памятник бюрократу: внизу – ноги и рука с портфелем, а вместо туловища с головой – каменная глыба.
Хостел «Кекс»
Заселение в гостиницу было в час дня, поэтому, дождавшись в аэропорту первого автобуса, мы поехали в Голубую лагуну – термальный курорт. Это что-то типа санатория. Вешают на тебя браслет, дают халат, тапочки, полотенце – и ходи, пей целебную воду, мажься косметикой на основе белой глины и плавай, сколько влезет. Лагуна называется голубой из-за цвета воды. Мы купались в ней часов 5, отходили от стресса.
island

А потом поехали в хостел «Кекс» в Рейкьявике. Этот хостел переделали из кондитерской фабрики. Один этаж – женский, один – мужской, один – смешанный. Наша комната была на шестерых, кровати двухэтажные.
Я раньше скептически к хостелам относилась: общага есть общага. Но «Кекс» понравился. Он уютный, все живут большой семьёй, к тому же он оказался центром молодёжного досуга. На лужайке перед ним или внутри каждый день устраивали какие-то концерты. Неделя проживания обошлась около 8000 руб. на человека.
Мы приехали во время белых ночей. Солнце не садится, и спать не хочется. Заставляли себя: иначе не смогли бы встать утром. У нас ведь 3 дня были сплошные поездки, когда мы приезжали вечером, ложились спать, а утром садились в машину и снова ехали. Накатали 2500 км.
На следующий день мы отправились гулять по Рейкьявику. В городе популярное место отдыха – площадь у пруда, где гуляющие кормят чаек. Я увлекаюсь фотографией и очень хотела сделать панорамный снимок.
island2

Ещё все туристы ездят в церковь Халгримура (Халгримскирхья), потому что у неё отличная смотровая площадка. Мы тоже там побывали.
А потом с французской экскурсией мы ездили смотреть на гейзеры и Поля Тинга, где в 930 г. впервые собрался парламент Исландии, старейший в Европе. И ещё на этих полях сходятся европейская и американская тектонические плиты.
Почему с французской экскурсией? Русские по непонятной причине стоят в несколько раз дороже. В нашей компании, к счастью, были «французы», которые переводили остальным.
Когда пришла моя очередь фотографироваться на фоне гейзера, он замолчал минут на 20, хотя говорили, что «стреляет» каждые 3-5 минут. И аккумулятор сел у фотоаппарата.
Страна водопадов
Исландия – страна водопадов. Поначалу мы восторгались любыми маленькими, пока не увидели самые известные.
Водопад Гулфос – золотой водопад. На наше счастье, было солнышко, и не так холодно было от облака брызг, как на других водопадах. К тому же мне пришлось побегать, потому что задержалась у магазинчика с сувенирами. А туристов много, путь наверх длинный, и автобус внизу ждёт.
island3

Селйяландсфосс (Seljalandsfoss) — один из самых известных водопадов в Исландии. Он единственный, где можно обойти поток воды. Мы его обошли, вымокли, потому что ветер относит облака брызг. А температура воздуха была не выше +17.
Третьим был водопад Скоугафосс, где я радугу ловила на фотоаппарат. Это на реке Скоугау, на юге Исландии. Он расположен в утёсах прежней береговой линии у поселка Скоугар, чуть ниже ледника Эйяфьядлайёкюдль. Того самого, который недавно «прославился».
По преданию, первый поселившийся здесь викинг спрятал свои богатства в пещере за водопадом, в утёсе. Годы спустя местный мальчик нашел в пещере необычный сундук.
Скоугафосс – один из крупнейших и красивейших водопадов в Исландии. Ширина его 25 м, высота падения воды 60 м. Из-за большого количества брызг в солнечные и ясные дни видна радуга, иногда двойная. На берегах водопада гнездятся чайки.
Ездили мы и на единственный в Исландии пляж с жёлтым песком. На остальных пляжах песок чёрный – вулканические породы. Кстати, каждая гора в Исландии похожа на вулкан, у всех верхушка срезана.
Я ехала ради водопада Деттифосс. Это самый мощный и устрашающий водопад в Европе (тут снимался «Прометей» со Шварценеггером в главной роли). Вода в нём тёмная, облако брызг огромное.
Рядом с этим водопадом мурашки бегут по коже. Ещё и погода была соответствующая, мрачная. Объектив из-за брызг постоянно потел, я боялась, что фотоаппарат утонет в чёрной island4

воде. Времени, чтобы побродить вокруг, было немного: надо было успеть доехать до лагуны айсбергов Йокулсарлон.
Ледник упирается в речку, глыбы льда откалываются, и по реке медленно плывут голубые прозрачные айсберги. Зрелище красивое. Но был дождик, холодно. Чтобы не промокнуть насквозь, мы побежали назад, к машине.
Самым красивым оказался водопад Годафосс, куда, по местной легенде, сбрасывали богов. С полукруглого обрыва падает вода, голубая даже в пасмурную погоду.
Проезжали мы мимо озера Митван – комариного озера, но близко к нему не спускались. Говорят, комаров там такое количество, что могут закусать насмерть. Мы проверять не стали.
До водопада Свартифосс – «органного» водопада – пришлось идти пешком в гору довольно долго. С определенного места на него открывается вид, многие фотографируются и спускаются назад. Я прошагала вверх 1,5 км до конца, т. е. до того места, куда падает вода. Скала, откуда падает Свартифосс, похожа на трубы органа. Этим объясняется его название.
Охота на китов
Самое главное, ради чего ехали в Исландию, – охота на китов. Для этого мы заказывали специальную экскурсию. Надели выданную амуницию, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть. Сели в лодку и вышли в море.
Я хотела увидеть касатку, но они бывают только в феврале и на юге, а мы были в июне и на севере. Но мы всё-таки увидели двух горбатых китов, они плавали друг за дружкой. Это не самые большие киты, достигают 12 м в длину. Они не выпрыгивали, только показали спины и хвостами помахали. А ещё мы с помощью эхолота слушали, как киты общаются. Похоже на треск.
Исландцы все улыбчивые, доброжелательные, высокие, красивые блондины. Дома не запирают, всё нараспашку: дверь в сад, дверь в дом. Конкуренции у них нет, монополия на всё. island5

Потому что населения мало: если кто-то затеял бизнес, никто другой уже похожий не затевает. Живут в гармонии. Но страна дорогая. Сувенирный магнитик стоит 200 руб. на наши деньги.
island6В Исландии нет фабрик, железных дорог – воздух чистый. Они разводят овец и экспортируют шерсть. Исландцы хотят вырастить у себя деревья, но они плохо приживаются. Видели мы рябинки, берёзки, ёлочки, а остальные карликовые.
В море купаться нельзя – холодно. Зато в Исландии нет проблем с горячей водой, потому что она из подземных источников выходит 80-100° С. И все купаются в домашних бассейнах. Во всех школах термальные бассейны, где дети учатся плавать. У них проблема, как эту горячую воду охладить. Для охлаждения возведено специальное сооружение – перлан. На верхнем этаже у него смотровая площадка.
Традиционная исландская еда – картофельная водка с тмином, бренивен, стоит очень дорого. И тухлое мясо акулы – харкаль, которое этой водкой запивают. В знаменитом кафе Локи рядом с церковью Халгримура подают хлебное мороженое – Семифреддо. Очень вкусное оказалось.
Нашей любимой едой в Исландии были вкуснейшие сэндвичи с лососем. Мы пытались найти хорошую сушёную рыбу, чтобы привезти домой, но сушат они почему-то только пикшу. Я привезла в качестве сувенира варежки.
Если едешь загорать в пляжную страну, то две недели – мало, месяц – мало. В Исландии мы устали, но по-хорошему. Мне недели впечатлений настолько хватило, что, когда вернулась, хотелось на работу.