Из зимы в лето

A A A

gruzia aВ конце февраля – начале марта Андрей Тахмазян с друзьями отдыхали в Грузии. Рассказывает Андрей Тахмазян.

Немного о курортах
На трёх машинах в Грузию мы ездили уже не в первый раз. У нас была большая компания – 9 человек, и поездка получилась очень весёлой и запоминающейся.
Выехали из Пензы 21 февраля. Первым делом направились в сторону горнолыжного курорта Гудаури. Проехав границу, столкнулись с препятствием: перевал в горах завалило снегом, пришлось постоять, подождать, пока расчистят. Стоянка длилась около 12 часов. Мы успели поспать, поесть, размяться – кто пивом, кто лимонадом, зато потом отправились в путь с новыми силами, пытаясь проехать среди ринувшихся на перевал утомленных водителей. Некоторым повезло гораздо меньше. Попутчики нам рассказывали, что до этого люди стояли на этом перевале почти неделю, разгребали завалы, огромные фуры стояли – пробка тянулась около 10-15 километров.
gruzia2

По приезду в Гудаури мы обнаружили превосходные склоны и очень много снега. Были там дней 5, покатались на лыжах и сноуборде.
Останавливались в гостинице-новостройке. Проживание обошлось не очень дорого – примерно 20 долларов на человека. В прошлом году в долларах было дороже, в этом году – дороже в рублях. Это касается не только гостиниц, но и других туристических вещей. Традиционный сувенир из Грузии – местное вино, тоже в долларах оказалось дешевле.
Интересное наблюдение мы сделали относительно туристов: несколько лет назад почти 90% отдыхающих в Гудаури составляли украинцы, в прошлом году их было уже 70%, а сейчас 80% туристов – русские. В отношениях между украинцами и русскими чувствуется определённый холодок, как замечают грузины. На себе мы, правда, ничего не почувствовали. Местные жители, как всегда, были весьма доброжелательны. Жаловались только, что для нас в их стране есть безвизовый режим, а для них в России – нет. Говорят, что получить визу очень сложно.
Из Гудаури мы отправились на другой горнолыжный курорт Местиа. Расстояние примерно в 520 километров, 170 из них по горному серпантину, преодолели за 12 часов. Летом было бы, конечно, быстрее.
Местиа – небольшой городок, одна из главных культурных достопримечательностей Сванетии. В этом регионе находятся, пожалуй, самые древние и красивые места Грузии. Со всех сторон городок окружен горами.
Подъёмник не работал, поэтому мы просто гуляли по окрестностям, любовались башнями и водопадами.
Из Местиа решили поехать в Боржоми через Зугдиди и Кутаиси. По пути проехали Латали – это самый первый населённый пункт в нижней Сванетии, со Сванского переводится как «свобода». За горным перевалом уже Россия. А ещё близ этого поселка видна гора Ушба, о которой сложены легенды. Её название переводится как «шабаш ведьм».
Дорогу по пути в Зугдиди завалило камнями и деревьями с гор. Нескольким машинам перед нами проехать удалось, а вот нам немного не повезло. Пришлось ждать, когда приедет трактор и расчистит дорогу. Пока ждали, фотографировались в живописных местах на фоне горных водопадов, которые в Сванетии находятся практически повсюду, и замечали, что камни с гор падают постоянно – снега тают. Хорошо, что небольшие.
gruziaТакже во время остановки мы в местном ресторанчике отведали настоящие сванские блюда – суп харчо, остри, оджахури и хачапури. После обеда приехал трактор, освободил нам путь, и мы отправились дальше.
Заглянули в Кутаиси, насладились прекрасной погодой. Там было 22 градуса тепла.
Спустившись с горных вершин, мы попали из зимы в лето. В горах, кстати, тоже была разная температура воздуха, ведь они все разной высоты, от средних, почти не заснеженных, до ледяных вершин. Но, оказавшись в тёплом Кутаиси, мы погрелись на солнышке, полюбовались цветущими абрикосами и зеленеющими деревьями.
Сам город нас особо не впечатлил: советская инфраструктура, заброшенные предприятия – ничего интересного, по крайней мере, там, где были мы. Не заметно, чтобы Кутаиси широко рос и развивался, современных зданий там практически нет. Еле удержались, чтобы не свернуть к морю: всего 30 минут езды…
В Боржоми мы приехали к вечеру и увидели маленький курорт, похожий на заспанный провинциальный город. С утра пошли в местный парк, где находится источник со знаменитой минеральной водой. У нас вода «Боржоми» стоит больше 100 рублей, а там – 30.
Из источника мы наполнили свои бутылки, часть запасов даже удалось привезти домой. По вкусу вода напоминает наш «Нарзан», только не такая «тяжёлая». Холодная всем понравилась, а вот тёплая оказалась на любителя.
В самом парке, расположенном в ущелье, очень красиво, в центральной части стоит памятник Прометею между двух водопадов. В четырех километрах от крайней части строятся купели, чтобы туристы могли принимать ванны в горячем источнике. Пахнет серой – очень специфически.

gruzia3
Главная достопримечательность
Из Боржоми мы отправились в Тбилиси. Столицу решили оставить на десерт. Бывали там и раньше, но в этот раз приехали с конкретной целью – посетить серные бани, которыми этот город славится далеко за своими пределами. Мы о них узнали сами, когда читали информацию о городе.
По сути, серные бани – это то, с чего началась история Тбилиси. Когда царь Вахтанг охотился в лесах, его охотничий сокол ранил оленя. Раненое животное прибежало к серному источнику, исцелилось его водой и убежало. Удивленный таким событием царь велел построить на этом месте город. Название Тбилиси (Тифлис) происходит от грузинского «тбили», означающего «теплый», по причине теплых серных источников на его территории. Побывать в Тбилиси, но не помыться в серной бане, – всё равно, что не быть в этом городе.
Кирпичные бани под землёй – главная достопримечательность столицы Грузии. Со стороны они выглядят как огромные купола. Современные сооружения для бань были построены в 1925 году.
gruzia4Придя в баню, мы заказали пакет «люкс», который подразумевал, что мы будем париться обособленно и дополнительно получим ещё массаж. Услуги массажиста, правда, нужно оплачивать отдельно, это обойдётся в 10 лар (1 лар стоит 30 рублей).
Сначала нам сделали лёгкий массаж, потом натёрли кожу скрабом, а затем отпустили мыться. Мы искупались в двух бассейнах – с холодной и горячей водой. Ванны находятся прямо в серном источнике. Мыло использовать нет необходимости, кожа и так очистится максимально глубоко. Из бани выходишь, будто заново родившись: чувствовать себя обновлённым после горнолыжных тренировок – незабываемое ощущение.
В основном, как нам показалось, серные бани посещают местные жители. Туристов мы почти не видели, хотя в общем отделении побывать и не пришлось. Трудно даже сказать, сколько народу вмещают эти бани, настолько они огромные.
После посещения бань мы отправились гулять по городу. Прошли по центральным улицам. В центре всё находится в шаговой доступности, можно перекусить вкусной и недорогой едой без всяких добавок и примесей. Радует, что в Грузии сохранился «советский» вкус в еде: мясо со вкусом мяса, натуральные овощи и фрукты.
gruzia5Мы побывали на улице Винный Подъём, в начале которой, прямо на углу, расположен винный погребок, где ничем не накормят, кроме сыра, но отведать настоящее грузинское вино предложат обязательно. Кто будет в Тбилиси – обязательно к посещению, очень радушный хозяин (привет ему из Пензы передавайте, он поймет от кого). Нам наливали вино, для изготовления одного литра которого нужно 6 килограммов винограда. Его вполне оправданно рекомендуют пить в пределах 100 граммов в день, не больше. Это вино старинного грузинского сорта саперави.
Именно у того напитка, который нам показывали, названия нет. Сказали только, что оно похоже на любимое «безымянное» вино Сталина и тоже делается по очень старым рецептам.
Осмотрев и даже опробовав на себе главные достопримечательности Тбилиси, мы поехали домой. Добирались долго, но не столько из-за тяжёлой дороги, сколько потому, что Грузию не хотелось покидать.
Пробок на обратном пути нам не встречалось, на границе не задерживали надолго, и поэтому добрались мы вполне благополучно.