Самое читаемое в номере

Наслаждение для глаз

A A A

norway aВ феврале этого года Дания Мануйлова, директор по персоналу «Пензенского Бизнес-журнала», приняла участие в тест-драйве по дорогам Норвегии, организованном компанией «Шкода». Ее впечатления о стране викингов – в этой статье.

Летайте самолетами!
Норвегия для меня началась с аэропорта в Осло. Он большой, красивый и уютный. Устроен очень удобно и комфортно. Переходы все стеклянные: выходишь из самолета, идешь по переходу и видишь, что происходит внизу.
Тележечки для сумок – разных размеров. Есть большие. Есть совсем маленькие – для дамских сумочек. Ты ее туда можешь положить и ездить, потому что километраж там большой.
norway6

Из Осло нам предстоял перелет до города Тромсё, откуда стартовал наш тест-драйв. Мы стали искать, где же регистрация? Оказалось, регистрация там самостоятельная. Ты подходишь к терминалу, наподобие того, где у нас оплачивают мобильную связь. Вводишь свои данные, и тебе предлагается выбрать места в самолете.
Правда, это выбор без выбора: предлагают только 3-4 варианта. Затем выскакивает талончик, который ты должен наклеить на чемодан. Приклеиваешь, подходишь к стойке, сканируешь то, что приклеено на чемодане, и чемодан уезжает.
По словам гида, внутренние перелеты в Норвегии жутко дешевые. Эконом класс – около 2000 руб. При этом от Тромсё до Осло – около 1000 км. Интересно, что билеты можно купить при посадке. Местные жители подходят на посадку в самолет, как у нас на рейсовый автобус. Если есть места – купили, расплачиваются картой.
А еще самолет из Осло в Тромсё летает 14 раз в день!

norway
Тромсё
Тромсё – это 5-й по численности город Норвегии. Его население – около 68000 чел.
Прилетели в Тромсё уже вечером. Здесь наш ждал сюрприз: нашим гидом была девушка Жанна из Пензы! Она когда-то приехала в Норвегию туристом, ей понравилась страна, и последние 7 лет она живет здесь.
После ужина мы решили прогуляться и увидели в этом маленьком городке много гостиниц. Оказывается, сюда приезжает очень много туристов. В Норвегии красивая природа. А зимой сюда едут смотреть Северное сияние. Говорят, у китайцев и японцев даже есть традиция: чтобы родить мальчика, нужно увидеть Северное сияние.

norway2
Поскольку у меня 2 мальчика, я спросила, что нужно делать, чтобы родилась девочка? Мне ответили, что в Норвегии это тоже проблема. Семьи в большинстве многодетные (больше 2-х детей), и рождаются в основном мальчики.
Утром для нас была запланирована экскурсия в арктический музей «Полярия». Он является частью Полярного научно-исследовательского центра. Здание музея выполнено очень необычно – в виде ледяных глыб.
Внутри музея расположены аквариумы с обитателями северных морей, макет берега с Северным сиянием и панорамный кинотеатр. Судя по кинофильму, который нам показали, норвежцы очень любят природу и серьезно озабочены ее сохранением.
Экскурсовод в музее тоже оказался нашим соотечественником – молодой человек из Чечни. Он с родителями живет в Норвегии уже 12 лет.

norway3
Когда шли в музей, видели группу детей двух-трех лет с воспитателями. Они тоже шли в музей. Все были одеты в светоотражающие жилетки, как наши гаишники. Эти жилетки, кстати говоря, долго держали нас в тонусе на дорогах Норвегии. Но, как оказалось, в этой стране вдоль дорог такие жилетки носит обычное население.
Я спросила гида про детские сады. По ее словам, в Норвегии есть система как государственных, так и частных детских садов, но плата за садик фиксированная, не зависит от формы собственности: порядка 12000 рублей в месяц за 1 ребенка. Если в один детсад ходит не один ребенок из семьи, то плата за 2-го уже меньше – порядка 70% от фиксированной суммы.

norway4
Эх, дороги…
На дорогах Норвегии есть что тестировать. Тест-драйв длился 3 дня. За это время мы прошли порядка 600 км. Кажется, немного. Но это много, если ты едешь по извилистой горной дороге. Конечно, они идеально ровные, чистые, но ото льда это не спасает. Дороги очень скользкие. Больше 60 км в час не разгонишься.
Кстати, мы видели огромное количество разнообразнейшей дорожной техники, но так и не поняли, кто чистит эти дороги в малонаселенных пунктах. Практически в каждом доме стояли трактора с необычными съемными ковшами. Создалось впечатление, что чисткой дорог занимаются сами жители.
Еще меня поразило то, что к населенному пункту, в котором живет не более 200 человек, проложено несколько дорог: туннели в скалах, мосты. При этом трафик на дорогах – не больше 2-х машин в час.
Сельчане в Норвегии живут не так, как мы. Мы живем скученно. А дома их сельских жителей часто расположены вдоль дороги в пределах километра друг от друга. Страшновато как-то, на мой взгляд. И нет никаких заборов.

norway5
Близко с народом удалось пообщаться нашим коллегам, которые застревали или сбивались с пути. Они отметили, что местные в большинстве очень неплохо владеют английским и объясняют это тем, что скандинавский язык мало распространен, поэтому, мол, приходится учить.
Появление русских в их северной глубинке – конечно, редкость. Поэтому местные радовались нам и охотно помогали. Осталось впечатление, что норвежцы – очень доброжелательные и открытые люди. Но гид сказал, что такая открытость – особенность северной части Норвегии. Ближе к Осло уже немножко другие люди.
Правда, о России у некоторых норвежцев традиционные для Запада представления. Как-то вечером в нашей гостинице появилась местная молодежь. Они выпили пива, были очень расположены к общению и поделились: «Вы в России все пьете водку, и у вас там кровавый режим».
Готовьте ваши денежки!
Ни для кого не секрет, что в Норвегии очень высокие цены. Но все равно они меня шокировали!
Баунти – 90 рублей. Бензин – 100 рублей/литр. Рубашка фланелевая обыкновенная – 4200 рублей. Скребок для стекол автомобиля – 1000 рублей.
Но, несмотря на цены, в Норвегии один из самых высоких уровней жизни. Средняя зарплата, по словам гидов, – 150-200 тысяч рублей.

norway7
Стоимость дома, в среднем, около 1,8 млн. крон (в рублях – 10,8 млн.). Ипотека дешевая – около 2%.
Норвежцы, по моим впечатлениям, – народ, не склонный к роскоши. Дома у них не выглядят богатыми – чаще просто крашеное дерево. Норвежцы не занавешивают окна, и видно, что в домах очень уютно и опрятно.
В Норвегии нас разместили в гостиницах высокого класса. Но в них все было аскетично. Если обычно в европейской гостинице в ванной лежат шапочки, мыло, такие гельчики, сякие… То здесь нет – только самое необходимое. В интерьерах также ничего лишнего. Чистенько, опрятненько, цвета сдержанные. Стиль – минимализм.
Когда мы спросили гида, что можно такого экзотического привезти из Норвегии, она посоветовала купить морошковое варенье. Мы решили, что мы не будем его покупать в местах скопления туристов. Там дорого: 100-граммовая баночка стоила рублей 600. У нас была надежда купить варенье на обратной дороге в Тромсё, мы видели там Евроспар.
Вылетали мы из Тромсё 23 февраля, в воскресенье. Подъехали к СПАРу, но он оказался закрыт. Оказывается, по воскресеньям там магазины не работают. Даже крупные торговые центры.
Более того, когда мы ближе к полуночи прибыли в аэропорт, то оказалось, что там тоже все торговые точки закрыты. Работало только одно дежурное кафе.
Норвегия на вкус…
Думала, приеду в Норвегию – наемся разной рыбы. Это же рыбный край. Но рыбу подавали редко. Хотя, может быть, это организаторы выбрали для нас европейское меню.
Еда в Норвегии простая: мясо, картофель, рыба. Но норвежцы гордятся тем, что продукты экологически чистые.
В последний день кормили олениной с клюквенным соусом – клюква, перетертая с сахаром. Оказалось, очень вкусно. Еще я привезла из Норвегии необычный рецепт: запеченный в фольге картофель в мундире с маслом и веточками тимьяна. Просто и очень вкусно. Советую попробовать.
… и цвет
Когда мы прилетели в Норвегию, мы думали: что тут особо смотреть? Северная страна. Ну море, ну горы, снег. Что из этого мы не видели? Но оказалось, что мы многого не видели!
Норвегия известна своими фьордами. Это узкие извилистые морские заливы, врезающиеся вглубь материка на десятки и сотни километров. Берега фьордов – скалы, вырастающие прямо из моря. Может быть, из-за такого рельефа погода в северной Норвегии резко меняется.
Например, выезжаем из пункта – ясно, солнечно, вокруг яркие краски. Поворачиваем за какую-нибудь гору – вдруг пасмурно, все стало каким-то черно-белым.
А за очередным поворотом вдруг поднялся ветер, снег повалил. У меня было ощущение, что мы попали в сказку. Такое все вокруг было волшебное и загадочное.
А какие у природы Норвегии краски! Море, которое везде разных оттенков: где-то голубое, где-то бирюзовое. А над ним – снежные вершины. А где-то нет снега, и виден мох, засохшая трава. Все это очень красиво. Невероятное сочетание красок! Все 3 дня – это было наслаждения для глаз.