Самое читаемое в номере

6000 километров в честь юбилея Пензы

A A A

avtoprobeg aЧасть третья. Возвращение

Наслаждаясь хорошими дорогами и красотами за окнами наших автомобилей, совершенно незаметно мы добрались до Польши. В Краков прибыли поздно вечером.
Утром направились в центр города, который был в нескольких минутах ходьбы от нашего отеля.  Здесь надо еще раз выразить благодарность нашему командору Денису Симонову, который сумел найти хорошие места для размещения нас и наших автомобилей на протяжении всего пробега.
3 мая Польша отмечала государственный праздник – День Конституции. По этому поводу Краков был  украшен праздничными лентами и значками. Значки были даже на скульптурах и памятниках. По центральной улице прошло шествие с национальными флагами и транспарантами.
avtoprobeg

Мы развернули флаг Русского Географического общества, чтобы сфотографироваться с ним, но вдруг оказались в центре внимания. За спиной снимающей нас Леры внезапно появилось около десятка местных фотографов, которые быстро защелкали затворами, фотографируя нас вместе с флагом. Несколько секунд, и они исчезли так же быстро, как и появились. Видимо, подумали, что мы развернули транспарант с политическими требованиями, но, увидев надпись на русском языке, потеряли к нам интерес.
По любому европейскому городу можно гулять часами, любуясь архитектурой, памятниками, заглядывая в переулки, читая его как захватывающий роман, где каждая новая страница-улица обещает вам неожиданное развитие событий.
Краков не стал исключением. Музыканты, играющие у старинной крепостной стены, шпили башенок старой крепости, неожиданные уютные дворики со столиками кафе и отдыхающими горожанами, роскошные кареты, запряженные статными лошадьми. Все это интересно, необычно, занимательно. Мы щелками затворами наших камер, стараясь запечатлеть все, на что ложится взгляд. Но, как известно, нельзя объять необъятное, поэтому мы просто впитывали глазами все, что было доступно нашему взору.
Поднялись к королевскому замку Вавель, возвышающемуся над городом на левом берегу Вислы. Это целый музейный комплекс, объявленный в 1994 г. президентом Польши Лехом Валенсой Памятником истории. Здесь находятся музеи, Королевские покои, Сокровищница, Оружейная, выставка «Утраченный Вавель», рассказывающая об истории этого места.
На территории Вавеля похоронены президент Польши Лех Качиньский с супругой, погибшие в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 г., здесь установлен памятник папе Иоанну Павлу II, выходцу из этих мест.
На посещение Вавеля надо потратить целый день, но, к сожалению, мы таким временем не располагали. Вернувшись к нашим автомобилям, стоявшим под цветущими ветвями сакуры, мы отправились дальше – в Варшаву.
avtoprobeg2

По дороге остановились пообедать в придорожном кафе в селе Tokarnia. Здесь нас очень вкусно накормили, традиционно подав большущие порции за весьма скромную
плату.
Почему я заостряю на этом внимание? Да потому, что за 240 рублей в России совершенно нереально получить тарелку ароматного томатного супа, салат, отбивную размером с две моих ладони с таким количеством гарнира, что пришлось просить контейнеры, чтобы взять с собой то, что не смогли скушать, да еще чашку отменного кофе с десертом. И после этого нам будут говорить, что в Европе все дорого?
Бензин дорогой, этого не отнять. Полтора евро за литр 95-го заставляют эксплуатировать автомобиль в экономичном режиме. Размещение в отелях дешевле, чем у нас, при несравненно более высоком уровне сервиса. Так что, собираясь на автомобиле в Европу, рассчитывайте, что основной статьей расходов будет все-таки топливо.
Варшава сохранила следы отмеченного накануне Дня Конституции. Украшенные лентами и значками статуи, флаги на улицах, и очень большое количество патрульных полицейских в центре города. Встретили даже наряд конной полиции.
На центральном прогулочном проспекте Варшавы, Краковском предместье, начинающемся от Замковой площади, расположены президентский дворец, Варшавский университет, Академия изящных искусств, памятник Адаму Мицкевичу и музыкальная скамейка Шопена, дворец Сташица, гостиницы «Европейская» и «Бристоль», храмы и костелы.
А свернув в переулки, вновь начинаем читать «городской роман» симпатичных двориков и неожиданно открывающихся красивых зданий, фонтанов и площадей. Здесь и кирпичные стены крепости Барбакан, построенной в XVI веке, и улочка Zapiecek, где в былые времена находился птичий рынок, и большая рыночная площадь, выложенная гранитной  брусчаткой и заставленная не лавками торговцев, а столиками кафе. Памятник Маленькому Повстанцу, открытый в
avtoprobeg3

1983 г. в честь детей – героев Варшавского восстания 1944 г.
Повсюду продаются сувениры. Есть даже «магазинчик счастья», в котором продают подковы, украшенные авторской росписью. И снова жалеем о напряженном графике нашего путешествия и не без грусти расстаемся с Варшавой, с Польшей и отправляемся в Белоруссию.
Границу перешли довольно быстро, часа за полтора. В Белоруссии порадовало то, что отменили транзитный сбор и сделали проезд легковых автомобилей по платным дорогам совершенно бесплатным.
В Бресте посетили Брестскую крепость. Возложили венок к могиле нашего земляка-героя Андрея Кижеватова. Выехали из Бреста и вскоре на трассе были остановлены сотрудником ДАИ (дорожной милиции) за превышение скорости. Но узнав, что у нас «пробег по местам», пожелал счастливой дороги и посоветовал быть повнимательнее к знакам. Далее были Минск и город-побратим Могилев.
В Могилеве нас встречали представители Белорусского Республиканского Союза молодежи. Провели экскурсию по памятным местам, связанным с двумя Отечественными войнами: часовне у деревни Салтановка, где в 1812 г. русские солдаты дали отпор армии Наполеона, и мемориалу «Буйницкое поле», где в 1941 г. бойцы Красной армии и народные ополченцы 23 дня героически держали оборону от превосходящих сил фашист-ских захватчиков. Посетили и исторический музей в городской ратуше.
Наш командор Денис Симонов провел интернет-телемост из горкома Могилеского БРСМ с Администрацией г. Пензы. Могилев чем-то напомнил нашу Пензу, особенно ее центр, улицу Московскую.
Одна из главных достопримечательностей Могилева – скульптура Звездочета в центре Звездной площади. Четырехметровый телескоп семиметрового Звездочета выполняет функцию солнечных часов. Причем, стрелками часов являются двенадцать бронзовых кресел, расставленных вокруг телескопа, каждое из которых символизирует определенный знак зодиака.
В Белоруссии мы себя чувствовали уже почти как дома. Все говорят по-русски, вывески понятны. Только к ценникам было сложно привыкнуть: цифры    на них указаны четырех- пяти- и более- значные. Еще бы! За один российский рубль дают 275 белорусских рублей.
Но привыкать не пришлось, поскольку Белоруссию мы покинули быстро и вот уже делаем остановку у синего дорожного знака с надписью «Россия».
avtoprobeg4

Далее Подмосковье с его перегруженными фурами разбитыми дорогами и уютная  Коломна с заботливо ухоженным Кремлем. Дорога на Нижний Новгород с остановкой на пару часов во Владимире, сам Нижний Новгород в День Победы. И вот вечером 9 мая мы пересекаем последнюю в нашем путешествии границу, на которой уже никто не требует паспорта и визы – границу Пензенской области. В то время, когда на Набережной гремел салют, мы вернулись домой.
Позади две недели пути, 6000 километров по 6 странам, 15 городов, масса впечатлений и гигабайты фотографий. Мы сделали это! Мы вернулись.
Подводя итоги нашего автопробега, хочется сказать, что целей, которые мы ставили перед собой, мы  достигли.
Во-первых, проехали весь маршрут без поломок, все машины показали себя надежными.
Во-вторых, люди выдержали двухнедельный марафон без потерь, если не считать потерь в весе (я похудел на 5 кг).
В-третьих, получили опыт, который будем использовать в следующих поездках, которые, я не сомневаюсь, еще будут.
И самое главное – мы напомнили нашим городам-побратимам, что Пенза их помнит и готова развивать отношения братства и взаимовыгодного сотрудничества.
Возможно, вскоре мы будем встречать ответные делегации из Тамбова, Бекешчабы, Могилева и вновь, как и раньше, будем ездить друг к другу в гости.
Наши дети будут писать друг другу письма (адрес трех венгерских девочек, желающих вести переписку с российскими ребятами, могу сообщить по запросу в редакцию).
А мы? Мы снова поедем в путешествие. Ведь сколько еще осталось неизведанных дорог! И если есть хорошие друзья, надежная машина, рядом штурман, с которым готов ехать хоть на край света, то остается только наметить следующий маршрут и собраться в дорогу… Кто с нами?
Более подробно с впечатлениями  участников и фотографиями автопробега можно познакомиться в интернете по адресу: http://penze350.livejournal.com/