Генплан как тормоз экономики Пензы

A A A

Специально для читателей «Улицы Московской» депутат Пензенской городской Думы Алексей Шуварин поделился своим взглядом на Генеральный план г. Пензы.

shuvarin
Когда в 2008 г. в Пензе принимали Генплан, а в 2009 г. – Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), мало кто понимал всю значимость этих документов для города.
К настоящему времени сложилось понимание (жаль, что пока не у всех) места и роли этих документов не только в градостроительстве, но и в экономике города.
Сейчас очевидно, что Генплан и ПЗЗ являются задерживающими факторами экономики города или, если хотите, её тормозом. Очень часто мы видим, как потенциальный инвестор либо отказывается от реализации проекта из-за невозможности строительства на том или ином участке, либо тратит несколько лет для корректировки Генплана и ПЗЗ под свой проект.
О каком развитии экономики можно говорить, если практически любой инвестиционный проект, связанный со строительством или реконструкцией, упирается в Генплан или ПЗЗ, которые не предполагают такого строительства?
И какой инвестор может позволить себе ждать год-два, пока под его проект изменят Генплан и ПЗЗ?
Да ему проще развернуться и пойти с этим проектом в другой город!
Другая проблема Генплана и ПЗЗ заключается в том, что они не учитывают так называемое фактическое землепользование. То есть те участки земли, на которых расположены объекты и функциональное использование которых противоречит Генплану и ПЗЗ. В основном это частные дома, участки под которыми разработчики Генплана отнесли в к зонам, не предполагающим размещение таких домов.
Причём когда начинаем разбираться, для каких целей такие участки отнесены в ту или иную зону, то, как правило, не находим ответа. Естественно, после этого вносятся изменения в Генплан и ПЗЗ, но проходит уйма времени. Так у людей складывается негативное мнение о муниципалитете.
Впрочем, бывают и такие случаи, когда желания того или иного владельца земли, мягко говоря, идут вразрез с развитием города. Кто-то хочет строить непременно на будущей дороге или за «красной линией», а кто-то – снести сразу несколько гектаров леса. Но о таких латифундистах отдельная тема.
Чтобы Генплан и ПЗЗ не были тормозом в развитии города, они должны быть универсальными и более гибкими. Они должны по возможности предусматривать любые допустимые варианты развития территории, чтобы у инвестора не возникало временных затрат.
Генплан и ПЗЗ должны предоставлять больше возможностей для развития. И если уж где-то интересы развития города пересекаются с частными интересами, то таких пересечений должно быть как можно меньше. Во всяком случае, люди не должны от этого страдать. Я имею в виду ситуации, когда нужно строить дорогу или школу, а без изъятия участков у собственников не обойтись.
Предвосхищая вопрос о том, что же мешает сделать Генплан и ПЗЗ идеальными, могу сказать: дефицит кадров.
Своими силами администрация города с этим однозначно не справится. А привлечённый на подряд «Гипрогор» вообще не вариант: они «подрихтуют» разово Генплан и уедут.
Выход видится в создании отдельной структуры в городе, которая соберёт специалистов и будет на систематической основе работать с Генпланом, методично изучая каждую территорию, учитывая все особенности развития города, в том числе исторический аспект.
Есть даже рабочее название для такой структуры: Институт города.
Нет только политической воли для её создания. Но рано или поздно Пенза к этому придёт.

 

Прочитано 2202 раз

Поиск по сайту