Кто «сгорит»? И кто останется?

A A A

«Улица Московская» публикует собственный взгляд на результаты масштабных проверок всех торговых центров Пензенской области. Они стартовали 75 дней назад, сразу после пожара в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня».

tc
Третья волна
За 3 месяца сотрудники региональной прокуратуры и МЧС проверили 2800 объектов с массовым пребыванием граждан.
По словам Светланы Артамоновой, старшего помощника прокурора Пензенской области по взаимодействию со СМИ, в результате проверок вскрыты многочисленные нарушения.
При этом в 18 торговых центрах «выявлены нарушения, которые ввиду своей существенности либо многочисленности создавали угрозу для жизни людей». В этой связи прокуратура обратилась в суд и потребовала запретить эксплуатацию данных объектов. Десять из них находятся в Пензе, четыре – в Кузнецке, два – в Колышлейском районе, по-одному объекту – в Каменке и Мокшане.
Новостная лента информационного агентства «PenzaNews» зафиксировала, что пик самых решительных заявлений пришёлся на первую половину апреля. В эти дни надзорные органы сообщали о грубых нарушениях в кинотеатре «Современник», в торговых центрах «Олимп», «Гостиный двор», «Урицкий», «Триумф» и «Рембыттехника». В мае начались серьёзные проблемы у торгового центра «Космос Сити».
По итогам проверок работа каких-то объектов приостанавливалась, но через несколько дней они открывались снова.
Прокуратура Пензенской области объясняет это тем, что в ряде случаев нарушения требований пожарной безопасности были устранены ещё в ходе рассмотрения дела.
Однако некоторые объекты по-прежнему работают с нарушениями, поскольку так решил суд.
В частности, эксперт «УМ», который на протяжении многих лет занимается противопожарной безопасностью зданий, до сих пор не может понять, на каком основании продолжает работать ТЦ «Рембыттехника».
«Сам по себе конструктив у этого здания такой, что в случае пожара лабиринт его узких коридоров может стать ловушкой для посетителей, – приводит эксперт свои доводы. – Ведь путей для эвакуации там немного, и все они проходят через первый этаж.
Чтобы этот торговый центр начал соответствовать современным требованиям пожарной безопасности, необходима его кардинальная перестройка. В том числе надо как-то решать вопрос наружной эвакуации с верхних этажей. На мой взгляд, это можно было бы сделать за счёт установки металлических лестниц по фасаду здания. Но ничего этого мы до сих пор не видим, а «Рембыттехника» снова открылась и работает».
По словам того же эксперта, масштабные проверки всё-таки принесли ощутимый эффект и повысили пожарную безопасность многих торговых центров.
Самым наглядным симптомом этого являются строительные и ремонтные работы, что проводятся в настоящий момент на многих объектах с массовым пребыванием граждан.
«Сотрудники прокуратуры и МЧС указали владельцам торговых центров на те мероприятия, которые следовало провести ещё давно, да всё руки не доходили, – констатирует эксперт. – И этих предпринимателей тоже можно понять. Для них подобные работы оборачиваются существенными затратами. Поэтому в большинстве случаев собственники тянут до последнего и приступают к устранению противопожарных нарушений только после получения официального предписания, от которого уже не увильнёшь».
Практика показывает, что волна предписаний обрушивается вслед за крупным пожаром, который произошёл в каком-то из регионов страны и повлёк большое количество жертв. За последние 10 лет зафиксировано 3 таких волны.
Первая прошла в декабре 2009 г., вслед за пожаром в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», где погибли 156 человек. В истории современной России этот пожар остаётся самым крупнейшим по количеству жертв.
Вторая волна прошла в марте 2015 г., вслед за пожаром в казанском торговом центре «Адмирал», в результате которого погибли 19 человек.
Трагедия в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня», где погибли 60 человек, спровоцировала третью волну проверок. По её результатам сотрудники надзорных органов выявили грубые нарушения, которых не было 3 года назад. Или которые остались незамеченными.
«Схема тут простая, – признаётся эксперт. – Предпринимателя проверили, он какие-то мероприятия выполнил, и после этого его никто не трогает до следующей волны. Тем более штат специалистов в Госпожнадзоре сократили в несколько раз, и не всегда хватает полномочий для закрытия потенциально опасного объекта».
По его словам, на любом объекте можно найти нарушения, которые чисто гипотетически могут повлиять на возникновение пожара и гибель людей. И вопрос тут даже не в качестве работы надзорных органов.
Вопрос в том, что пожар возможен везде и всегда. За исключением, быть может, металлического ангара, где хранится металл и нет электричества.

tc2
Как горит Пенза
По статистике, в Пензе происходят 2 пожара в сутки.
Чаще всего горит жилой сектор. Доля таких пожаров занимает 80% от общего количества.
Объекты с массовым пребыванием граждан горят редко. По словам эксперта, это связано как раз с тем, что «за ними присматривают». То есть проводят определённые мероприятия по противопожарной безопасности и время от времени штрафуют собственников.
Наиболее частая причина пожаров – человеческий фактор.
«Кто-то чего-то забыл, недоделал, или электрики где-то напортачили, – поясняет эксперт. – И это приводит к печальным последствиям».
На памяти эксперта последний серьёзный пожар на объекте с массовым пребыванием граждан случился в ноябре 2011 г. – горел строительный гипермаркет «Вектор».
Возгорание произошло рано утром, когда людей в помещении не было. При этом пожарная сигнализация по каким-то причинам не сработала и не оповестила специальные службы. В результате огонь уничтожил всё здание.
В феврале 2005 г. сгорел ночной клуб «Цеппелин», который принадлежал Олегу Тоцкому. Возгорание тоже произошло ранним утром, когда посетителей в помещении не было.
В январе 1980 г. сгорел магазин «Ветеран» на пр. Победы. И тоже рано утром. Причиной возгорания стало замыкание кабеля, который пролегал над горючими материалами.
Одним из самых трагических событий в истории Пензы остаётся пожар в культпро-светучилище в октябре 1993 г., в котором погибли 9 человек.
«Пути эвакуации были сделаны из горючих материалов, – вспоминает эксперт. – Ещё до пожара заведующий училищем получала предупреждение, что отделка стен небезопасна, там были навесные деревянные конструкции. Да ещё покрашены масляной краской в несколько слоёв. Но она отвечала, что снимать панели нельзя, это учреждение культуры и т. д. В результате огонь распространялся по коридорам со скоростью 12 метров в минуту. И уже через 5 минут после начала пожара все эвакуационные выходы были перекрыты. Здание практически моментально превратилось в огненный мешок, и люди бросались из окон».
С тех пор прошло 25 лет. Однако основная причина гибели людей или вынесенных предписаний не изменилась – пути эвакуации в ряде зданий по-прежнему сделаны из горючих материалов.
Говоря о противопожарной безопасности объектов с массовым пребыванием граждан, эксперт «УМ» советует обращать внимание не только на торговые центры.
Нередко плохое финансирование бюджетных учреждений заставляет их руководителей идти на экономию и рисковать жизнями своих посетителей.
tc3

Но иногда вопрос даже не в деньгах, а в элементарном пренебрежении нормами пожарной безопасности.
«Взять хотя бы историю с дворцом спорта «Буртасы», – рассказывает эксперт. – Там всё построили по проекту, соблюдая необходимые требования. А потом началась эксплуатация здания, началась жизнь. И помещения под трибунами стали эксплуатировать как складские, затащив туда всякий хлам, что категорически запрещено. Более того, там убрали стены, которые также служили противопожарной преградой».
По словам эксперта, главный гарант безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан – это обученный персонал, который знает чёткий алгоритм своих действий при возникновении нештатной ситуации.
Прежде всего, этот персонал должен знать, как и куда вести посетителей, как оказывать помощь. Если собственник реально переживает за безопасность, то в его штате будет работать квалифицированный специалист
«А зачастую никто даже не знает элементарных вещей, – делится эксперт своим опытом. – Бывает, что собственник вложился, установил новую противопожарную сигнализацию, а на обслуживание никому не отдал, сэкономил. И уже через 2 года она ломается».
По мнению эксперта «УМ», периодические проверки надзорных органов укрепляют дисциплину и предотвращают возможные трагические последствия.
«Иногда напротив эвакуационной двери может стоять передвижная стойка с платьями, – рассказывает он. – Вроде бы совершенно очевидно, что при пожаре эти платья вспыхнут в первую очередь и перекроют людям пути отхода. А собственник об этом просто не подумал, у него голова другим забита.
Или взять старый 4-этажный дом на ул. Титова. Его купили 2 собственника, сдали под офисы, решили поделить. Поставили двери посреди коридора, заперли на ключ. В результате в одну часть здания попадаешь по одной лестнице, в другую часть – по другой. И никому в голову не пришло, что в случае пожара путь для эвакуации в каждой части здания будет только один. И что он может гореть».
Попадая в большинство торговых центров, эксперт «УМ» обращает внимание на лоточки с газетами или бижутерией, что стоят в проходах. В случае задымления и возникновения паники, люди будут спотыкаться о них, что может спровоцировать давку.
Обращает внимание на то, сколько приборов включено в сеть. По статистике, 70% всех пожаров происходят именно из-за перегрузки электропроводки.
И, наконец, он обращает внимание на план эвакуации, который должен висеть на каждом объекте и с которым неплохо бы ознакомиться каждому, кто заходит в большое помещение с массовым пребыванием граждан.
«В случае нештатной ситуации спасение вашей жизни будет зависеть в том числе от вас самих, – отмечает эксперт. – Поэтому вы должны чётко понимать, где находитесь и куда двигаться. План эвакуации делается именно для данной цели. Но большинство людей им даже не интересуется».

tc4

Фото Д. Мануйлова


Квадратные метры по новым правилам
Ещё один эксперт «УМ» согласился выступить под своим именем.
Почти 10 лет Наталья Резник разрабатывает концепции для торговых центров, размещая на их площадях магазины федеральных и международных сетей.
По её наблюдениям, торговые центры можно разделить на 2 категории.
Первые находятся в зданиях старой постройки. В том числе там, где раньше были промышленные помещения, заводские управления и т. д.
Вторые находятся в зданиях, что построены с нуля, с соблюдением всех современных правил и требований.
С точки зрения безопасности построить новое всегда проще, чем переделать старое.
«Кроме того, старые помещения даже после реконцепта тянут за собой прежних арендаторов, – отмечает Наталья Резник. – Условно говоря, это мелкие предприниматели, для комфортной работы которых достаточно от 30 до 60 кв. м и для которых все эти разговоры о безопасности кажутся слишком глобальными.
Если же в торговый центр заходит крупный оператор одежды, продуктов питания или бытовой техники, он сразу включает свои стандарты безопасности, которым должен соответствовать объект.
К примеру, когда на третий этаж ТРЦ «Высшая лига» заходил «Спортмастер», он потребовал отдельный эвакуационный выход с отдельной лестницей.
Для таких операторов противопожарная безопасность – это мегаважный пункт. И значительную долю таких мероприятий они готовы закладывать в собственные расходы».
По словам Натальи Резник, площади в современных торговых центрах сдаются в аренду ещё до того, как проектировщики приступили к разработке документации.
«У собственника ещё нет ни проекта, ни эскиза, – рассказывает она секреты своей работы. – Есть только участок земли и точка на карте, а переговоры с крупными федеральными игроками уже ведутся.
Концепция и формат будущего здания разрабатываются на основе достигнутых договорённостей и технических требований будущих арендаторов. Только заручившись их поддержкой, собственник начинает понимать, что ему надо строить. Условно говоря, он может построить торговый центр, где будут только одежда и продукты. Либо торгово-развлекательный центр, с кинотеатром, детской площадкой, обеденными зонами, бассейном и т. д».
Проектировщики начинают рисовать торговый центр с учётом пожеланий тех, кто будет в нём работать. И уже потом проект отправляется на государственную экспертизу, а собственник получает разрешение властей на строительство.
В идеале ещё до начала строительства должно быть сдано в аренду от 98 до 100% площадей.
Если сдано только 50%, можно всё равно начинать строить, другие подтянутся.
А вот если заявок мало, Наталья Резник рекомендует вообще не залезать в проект строительства и не копать землю.
«Это большая проблема для пензенских собственников, – отмечает она. – Люди покупают землю и просят торговый центр. А начинаешь работать и приходишь к выводу, что эта земля не подходит под торговлю и что здесь лучше построить жильё».
По мнению Натальи Резник, в Пензе есть всего один торгово-развлекательный центр, который можно назвать эталонным. Речь идёт о ТРЦ «Коллаж».
«Все крупные арендаторы зашли туда ещё на стадии проекта и строительства, – поясняет Наталья Резник. – Поэтому здание возводилось конкретно под них. Единственное, в чём проигрывает «Коллаж», это развлекательная зона. Я считаю, что она получилась не очень удачной».
На заре новых правил построена и «Высшая лига». Это первый крупный объект, который Наталья Резник наполняла с нуля.
«Мы завели сюда всех операторов ещё на стадии строительства, – вспоминает она. – В тот момент у нас был обозначен только периметр здания и местонахождение эскалатора. Поэтому «Высшая лига» возводилась с учётом всех требований безопасности, в том числе пожарной».
По мнению Натальи Резник, дальнейшая судьба торговых центров зависит не столько от предписаний надзорных органов, сколько от требований рынка. А рынок всегда стремится к современному и безопасному.
Она полагает, что уже нет смысла развивать маленькие торговые центры, возведённые по принципу точечной застройки, – их время уходит. Спасутся только те точки, что находятся по пути движения людей.
«В этом случае задача собственника заключается в том, чтобы вовремя их ремонтировать и благоустраивать, – резюмирует Наталья Резник. – А если пешеходный поток отсутствует, значит, это первый сигнал к смене формата».
По её наблюдениям, в последние 4 года прослеживается чёткий тренд на торгово-развлекательные центры. Люди идут за покупками и отдыхом.
Наталья Резник: «Буквально на днях в Калуге открылся торговый центр, где 20% площади отведены под зону развлечений и ещё 16% – под зону фастфуда и небольших ресторанчиков.
Разумеется, что все эти здания возводятся с учётом самых современных норм безопасности, на соблюдении которых настаивают сами арендаторы».

Прочитано 2101 раз

Поиск по сайту