Стратегия усталости и неверия

A A A

Статья моя «Бравурный Белозерцев-2», в которой я попытался поднять тему «Стратегии развития Пензенской области на период до 2035 года» вызвала, честно говоря, вялый отклик.
Разговоры с персонами, которые по роду их деятельности должны были бы уже познакомиться с проектом Стратегии, выработать своё к ней отношение (все-таки вот-вот грядет ее обсуждение в околоправительственных кругах), показали, что эти персоны никакого интереса к Стратегии не проявили.
Либо это признак общей усталости. Либо – неверия в то, что власть способна сотворить что-либо дельное и стоящее.


kulincev

 Андрей Кулинцев. Фото А. Назарова.


 Второе и третье прочтение текста Стратегии, конечно, разных кусков с разной степенью внимания и интенсивности, позволяет предположить, что и авторы проекта Стратегии, если принимать во внимание масштаб их мыслей, широту кругозора и используемую лексику, тоже прилично устали и несильно верят в то, что сами и написали.
* * *
Не буду возвращаться и аппеллировать к предыдущему своему тексту по Стратегии, попробую резюмировать новые ощущения по второму и третьему прочтениям. Известно, если неправильно ставить цели, то и результатов никогда не добьешься.
Стратегия-2035, назовем ее Стратегия Белозерцева-Кулинцева, ибо первый дал поручение ее написать, а второй выступал в роли куратора, могла бы концептуально строиться на двух разных посылках.
Первая посылка, которая определяет весь дальнейший формат или каркас Стратегии, это тренды предшествующих лет, не только подъемы, но и спады, их средневзвешенное значение, их динамика в зависимости от мировой конъюнктуры, колебаний доллара и евро, в зависимости от масштабов платежеспособного спроса населения области и заказов извне.
* * *
Три важнейших вопроса, которые позволяют понять развитие трендов до 2035 г.
А) Как росла выработка на одного работника в предшествующие 25 лет? В целом по области? В обрабатывающей промышленности? На предприятиях ВПК? В машиностроении? В приборостроении? На предприятиях пищевой промышленности? В строительстве? В сфере связи? На транспорте? В сельском хозяйстве? В сфере услуг?
Б) За счет чего происходило накопление капиталов и их инвестирование в производство? В разных отраслях производства? Соотношение собственных и заемных средств в формировании капитала, идущего на цели инвестирования?
В) Масштаб теневой экономики? Объемные показатели, роль в формировании среднеобластного показателя выработки на одного работника? Межотраслевые или межсекторные различия? Доля доходов от теневой экономики, идущей на накопление и инвестирование?
Ничего подобного такому ходу мыслей у авторов Стратегии нет. Все или почти все соображения по развитию носят весьма умозрительный характер. Отсутствует достаточная статистическая база.
Никаких трендов на основе цифр, представленных в проекте Стратегии, не выявишь.
По мне, так весь проект Стратегии написан в лучших советских традициях, когда цели на десятилетия вперед формулировались в пропагандист-ском формате типа «догнать и перегнать Америку» и население в этот совершенный бред верило.
* * *
Вторая посылка, которая могла бы задать формат и каркас Стратегии-2035, состоит в выявлении угроз или рисков, которые на этот период стоят перед областью, вернее, перед региональной управленческой элитой.
И надо сказать, что в Стратегии Белозерцева-Кулинцева на стр. 81-83 обозначены слабые стороны развития области и угрозы её социально-экономическому развитию.  
* * *
Задача полководца, в нашем случае губернатора, состоит в том, чтобы ранжировать угрозы и определить самые-самые важные.
В Стратегии Белозерцева-Кулинцева все угрозы свалены в кучу.
Представьте себе, что вы – командующий армией, а аналитик разведуправления приносит вам доклад, в котором на двух страницах даны слабые стороны вашего войска и еще на одной странице – угрозы ее существованию. И безо всякого указания на степень важности этих угроз.
* * *
Если взять слабые стороны развития нашей области по версии Стратегии Белозерцева-Кулинцева, то из всей кучи я бы к действительно слабым сторонам причислил три:
1) небольшой размер внутреннего потребительского рынка, низкий платежеспособный спрос населения (ранг 10, самый высокий);
2) низкая собственная бюджетная база муниципалитетов (ранг 8, сравнительно высокий);
3) высокая зависимость от государственного оборонного заказа (ранг 8, сравнительно высокий).
В конечном счете эти слабости производны от высокой доли государственного капитализма и низкой доли частного капитализма на территории области.
* * *
Если брать угрозы, по версии Стратегии Белозерцева-Кулинцева, то из их числа я бы к действительно существенным отнес две:
1) угроза снижения финансовой помощи из федерального бюджета (ранг 10, самый высокий);
2) сокращение доли трудоспособного населения в общей численности населения (ранг 8, сравнительно высокий).
* * *
Если слабые стороны и угрозы сложить вместе, то выйдет, что самый большой риск для области в том состоит, что она испытывает и будет испытывать дефицит денежных средств для своего развития.
Пензенская область была, есть и будет дотационной областью. Этот статус и есть самый главный риск.
Если за 79 лет своего существования область не вышла из дотационного состояния, то надо полагать, что уже и не выйдет.
Вопрос для населения, которое хочет лучшей жизни, в том, как управленческая элита распоряжается вверенными ей ресурсами.
Стратегия нужна для управления ресурсами и извлечения из них выгод для общей пользы. А также и для создания новых ресурсов  и возобновления старых.
Чтобы в области стало больше денег – и у населения для потребления, и у предпринимателей для инвестирования в новое производство, – нужны стимулы для развития предпринимательства. В стоячем болоте денег не бывает.
* * *
Чтобы Стратегия, даже такая плохонькая, написанная в состоянии усталости и неверия, была принята управленческой и бизнес-элитой, нужно, чтобы в ее выработке участвовали разные группы интересов.
Чтобы обсуждение проходило по правилам группой дискуссии, с соблюдением процедур, которые и обеспечивают достоверность и репрезентативность мнений участников обсуждений.
В противном случае усталое и уже ни во что не верящее деловое сообщество, равно как и управленческая вертикаль, примут Стратегию по принципу отвяжитесь.
Дескать, вы там, ребята (Кулинцев с сотоварищами), писали ее, вот и исполняйте. Если сможете.
* * *
Семнадцать лет, что правил областью Бочкарев, пролетели быстро. Можем сравнивать его обещания и планы образца начала 2000-х и их выполнение в конце царствования.
До 2035 г. тоже остается 17 лет. Быстро они пролетят. Тогда и сравним цели и задачи Стратегии Белозерцева-Кулинцева, как они поставлены в апреле-мае 2018 г., и их выполнение в 2035 г.

В тему


Слабые стороны и угрозы по версии проекта Стратегии Белозерцева-Кулинцева
К слабым сторонам развития региона можно отнести следующее:
• наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья, нехватка мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции;
• высокая зависимость экономики региона от государственного оборонного заказа;
• небольшой размер внутреннего потребительского рынка, низкий платежеспособный спрос населения региона, сокращение спроса на жилищное строительство;
• высокий износ коммунальной и энергетической инфраструктуры, наличие проблем с чистой питьевой водой в ряде муниципалитетов;
• низкая обеспеченность внутренними источниками генерации электроэнергии (менее 25%);
• низкая доля высокотехнологичной продукции;
• нехватка объектов инженерной инфраструктуры ряда инвестиционных площадок (газ, электроэнергия);
• природно-климатическое расположение области в зоне рискованного земледелия с тенденцией истощения почвенного плодородия земель сельхозназначения;
• наличие «теневой» экономики и неформальной занятости;
• диспропорции в территориальном развитии;
• ограниченность мест для размещения иногородних и иностранных обучающихся и несоответствие общежитий современным требованиям по качеству проживания;
• недостаточная обеспеченность населения врачами и младшим медицинским персоналом, особенно в сельских территориях;
• высокая моральная и физическая степень износа объектов социальной и культурной инфраструктуры;
• низкий уровень мотивации населения к ведению здорового образа жизни, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения, рост количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения;
• наличие большого числа несанкционированных свалок, снижение емкости легальных полигонов ТБО к 2020 г., отсутствие мусороперерабатывающего завода с замкнутым безотходным циклом производства;
• низкая степень освоения расчетной лесосеки, вывоз за пределы региона необработанной древесины, высокая антропогенная нагрузка на леса, высокая доля низкосортной древесины;
• недостаточное вовлечение местных сырьевых ресурсов в разработку и производство на их основе строительных материалов, изделий и конструкций;
• низкая собственная бюджетная база муниципалитетов;
• отсутствие единой системы территориального планирования и градостроительной деятельности;
• отсутствие надлежащих дорожных условий, отсутствие и износ инфраструктурных объектов транспорта, низкие темпы модернизации объектов инфраструктуры пассажирского транспорта, низкое качество и слабая развитость автодорожной сети в периферийных районах области; изношенность материально-технической базы автотранспортных предприятий.
* * *
Угрозы социально-экономическому развитию Пензенской области:
• ежегодное естественное сокращение численности населения, миграционная убыль, ухудшение половозрастной структуры населения области, сокращение доли трудоспособного населения в общей численности жителей;
• увеличение числа детей с отклонениями в здоровье после окончания средней школы из-за недостаточного внимания к контролю и внедрению здоровьесберегающих технологий обучения;
• рост числа нелегальных эмигрантов, влияющий на рост преступности, изменение национального состава населения области;
• увеличение числа малочисленных населенных пунктов;
• усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг;
• угроза снижения финансовой помощи из федерального бюджета;
• снижение доли оборонного заказа;
• зависимость от импортных поставок семян и племенного стада в птицеводстве и животноводстве;
• активное использование в мировом масштабе антибиотиков в здравоохранении, что создает угрозу фор-мированию устойчивых супербактерий;
• истощение невозобновляемых природных ресурсов, в том числе обезвоживание и загрязнение рек, протекающих на территории области и видового разнообразия флоры и фауны области;
• потеря объектов исторического наследия из-за нехватки средств на ввод их в культурный оборот;
• опережающее выбытие инфраструктуры ЖКХ из-за нехватки инвестиций на их модернизацию и восстановление.

 

Прочитано 1812 раз

Поиск по сайту