Самое читаемое в номере

Исторический путь пензенского бронепоезда «Смерть фашизму!»

A A A

Накануне Дня защитника Отечества «Улица Московская» предлагает вниманию читателей эссе Александра Курбанова, студента Самарского государственного университета путей сообщения (филиал в г. Пензе), представленное автором для участия в региональном конкурсе исторических работ учащихся «Памяти земляков наших». Эссе предложено для публикации в «УМ» Пензенской общественной организацией «Память о земляках», руководитель – Зоя Рожнова. Научный руководитель работы – Татьяна Пономарева.

poezd
Все дальше от нас бои Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны. Но с каждым годом, благодаря труду историков, краеведов, журналистов, открываются перед нами все новые и новые страницы истории этой войны.
В своем эссе я хотел бы рассмотреть судьбу неотъемлемой части истории нашего города и нашей страны в целом в течение страшного времени Великой Отечественной войны – легендарного бронепоезда.
Бронепоезд железнодорожный – это эпоха в истории, и память о ней неизгладима. Откуда же пришли к нам эти крепости на колёсах?
Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX в.
В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской кампании.
В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой: фактическим отсутствием чётких линий фронтов, большим количеством войск, не входящих в состав регулярной армии, и острой борьбой за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.
Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее и воздушного) удара.
Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади. В связи с этим каждый бронепоезд железнодорожный укомплектовывался платформой с запасными рельсами, шпалами и необходимым крепежом, а в состав команды включались рабочие-путейцы.
Сохранились любопытные данные: ремонтным бригадам практически вручную удавалось восстанавливать до сорока метров пути в течение часа. Такая производительность труда позволяла возобновить движение состава с минимальными задержками.
Успешное использование бронепоездов во время Великой Отечественной войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. Исключением не стала и Пенза.
На митингах, проходивших в первые месяцы войны по всей сети железных дорог, работники многих депо выступали с предложениями о постройке своими силами бронепоездов. Такая инициатива зародилась и в депо Пенза-I.
В августе 1941 г. в Пензенский обком ВКП(б) вызвали опытного инженера Николая Кузьмича Безрукова.
Николай Никитович Рябов, секретарь обкома по транспорту, поставил перед ним непростую задачу – построить силами паровозоремонтных мастерских бронепоезд.
По всей видимости, для постройки не было никакой технической документации, фактически инженеры депо должны были спроектировать боевую машину «с нуля» (об этом косвенно свидетельствуют воспоминания участников постройки).
В работе помог случай: вечером того же дня, когда железнодорожники получили ответственное задание, в депо позвонил диспетчер. Он сообщил: на станции Пенза-I стоит бронепоезд.
Пока меняли паровоз, Н. К. Безруков и его помощники Борис Николаевич Строков и Иван Федорович Костычев отправились
к командиру бронепоезда с просьбой разрешить осмотреть боевую машину, ее конструкцию, вооружение. Это значительно облегчило проектирование, но инженеры решили не просто повторить конструкцию осмотренного бронепоезда, а значительно улучшить ее.
Был составлен план-график производства работ, в котором на подготовительные операции отводилось всего 7 дней. Н. К. Безруков потом вспоминал: «...выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение».
В конце 1941 г. Пензенский обком
ВКП(б) направил командующему Юго-Западным направлением маршалу С. К. Тимошенко телеграмму: «Просим дать указание о вооружении бронепоезда, построенного в пензенских паровозоремонтных мастерских своими средствами.
Для вооружения бронепоезда необходимо 4 пушки, 24 станковых пулемета, 2 зенитные пулеметные установки».
Установкой вооружения руководил воентехник Кусков.
Из Москвы прибыли военные представители для приемки машины. Для испытаний ее вывели на перегон Пенза-IV – Бессоновка, где обстреляли из пулемета, потом из противотанкового ружья. В результате пришлось усилить оказавшуюся слабоватой броню.
Железнодорожная многотиражка «Большевистский транспорт», издававшаяся в Пензе, писала: «Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащен. Он имеет электроосвещение, связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все удобства, позволяющие делать далекие выезды для разгрома фашистских банд».
Именем бронепоезда стал грозный лозунг тех дней – «Смерть фашизму!». Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.
В феврале 1942 г., накануне XXIV годовщины Красной Армии, состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда бойцам.
Железнодорожники дали воинам свой наказ: «Этот паровоз водил уже бронепоезда в годы Гражданской войны и верно служил нам в период мирного строительства.
Сейчас мы снова заковали свой локомотив в мощную стальную броню и по примеру своих отцов построили бронепоезд, чтобы громить врагов нашей Родины, чтобы защищать завоевания Октября. Передавая вам этот бронепоезд, мы призываем вас: бейте фашистских гадов так, чтобы ни один из них не ушел живым с нашей земли!»
Командиром бронепоезда был назначен капитан Б. А. Текучев, который еще в гражданскую воевал на бронепоезде. Дивизионом, в состав которого входил «Смерть фашизму!», командовал майор И. А. Волгин. По словам майора Волгина, «Смерть фашизму!» – это один из лучших бронепоездов, построенных на железных дорогах за последнее время.
В бой с танками пензенский бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, и при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела вся, но погибли локомотивная бригада и паровоз.
Поврежденный бронепоезд вернулся на ремонт в Пензу. Отремонтировали его за неделю, после чего он сразу же отправился на фронт. На снимке фотожурналиста ТАСС
Л. А. Великжанина, опубликованном в областной газете 1 мая 1942 г., пензенский бронепоезд «Смерть фашизму!» уже усилен двумя дополнительными артиллерийскими бронеплощадками.
Далее следы бронепоезда «Смерть фашизму!» теряются. Известно, что он участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронтах.
Командир бронепоезда Б. А. Текучев, получивший звание майора, командовал
57-м отдельным дивизионом бронепоездов (ОДН БЕПО), в состав которого входили БЕПО № 1, с 5 декабря 1942 г. получивший № 686, под командованием старшего лейтенанта П. А. Куневича, и БЕПО № 2 (с 5 декабря 1942 г. – № 693). Возможно, что под одним из этих номеров и скрывается пензенский бронепоезд «Смерть фашизму!».
В боях ОДН БЕПО потерял всю технику, после чего получил в августе 1942 г. новую материальную часть. По всей видимости, бронепоезд, построенный пензенскими железнодорожниками, погиб в конце 1942 – начале 1943 г., в тяжелейшие месяцы, когда ценою чудовищных усилий и немалых потерь Красная Армия добилась коренного перелома в войне, разбив врага под Сталинградом.
В 1942 г. работники железной дороги им. В. В. Куйбышева (впоследствии – Куйбышевской), в состав которой вошла и значительная часть расформированной Пензенской дороги, построили три бронепоезда типа НКПС-42. Этот факт упоминается во многих книгах, поскольку сведения о трех бронепоездах были опубликованы в газетах того времени. Однако железнодорожники этой дороги строили бронепоезда и впоследствии.
А многие участники строительства бронепоезда «Смерть фашизму!», работники Пензенских паровозоремонтных мастерских и паровозного депо Пенза-I, в то время были награждены грамотами, орденами и медалями. Орденом Красной Звезды отмечен инженер Н. К. Безруков.
* * *
В послевоенные годы значение бронепоездов снизилось за счёт бурного развития бронетанковой техники. Однако в 1958 г. Совет Министров СССР издал постановление о прекращении дальнейшего развития этого рода войск, и к концу пятидесятых годов бронепоезда были полностью сняты с вооружения.
Лишь в семидесятые годы, в связи с обострением отношений с Китаем, посчитали целесообразным снабдить Забайкальский и Дальневосточный военные округа пятью бронепоездами, непрерывно курсировавшими вдоль государственной границы. Они же впоследствии использовались для урегулирования конфликтов в Баку (1990) и Нагорном Карабахе (1987-1988), после чего были направлены на базу постоянного пребывания.
Возникает закономерный вопрос, а являются ли бронепоезда все еще актуальным вооружением?
Оказывается, и по сей день у нас на вооружении стоят несколько: «Терек», «Дон», «Байкал» и «Амур». В прошлом году министр обороны Сергей Шойгу вернул их в строй, так как если взглянуть на карту России, то становится ясно, что железная дорога идет вдоль границы.
Что касается применения бронепоездов, то, например, речные переправы зачастую проходят вблизи железнодорожных мостов и если нам нужно быстро перебросить огневые средства в некий район, то почему не использовать для этого бронепоезд?
К его преимуществам относятся большая грузоподъемность, высокая скорость и достаточно маленький расход топлива на единицу пути. Скажем, если где-то в районе железнодорожной ветки завязался бой и необходимо срочно отправить туда подкрепление, то можно поступить следующим образом: погрузить войска в эшелоны, загрузить технику и рвануть вперед.
К этому времени бой может уже закончиться, и не в нашу пользу, а идущий состав противник встретит плотным огнем, высадка личного состава будет сопряжена с большими потерями.
Но можно поступить и иным образом: сразу отправить к месту боя стоящий под парами бронепоезд с большим количеством боеприпасов и при необходимости даже с танками. Прибыв на место, солдаты смогут вести огонь, оставаясь под прикрытием брони, и оказать поддержку товарищам.
При этом в скорости доставки бронепоезд, конечно, серьезно выигрывает по сравнению с автотранспортом. А в случае наших расстояний – так и в дальности марша. Курсирующие же бронепоезда способны эффективно защищать железнодорожные узлы.
Рельсовая война современным бронепоездам не страшна: они имеют собственные мощности для восстановления пути. Таким образом, бронепоезда ушли с первых боевых позиций, но остались в бою. На них уже не ходят в атаку, но используют в качестве поддержки.
Современный бронепоезд железнодорожный мало напоминает своих предшественников, заслуживших славу в годы минувших войн. В наши дни это состав, оснащённый боевыми ракетными комплексами, способными поразить атомными боеголовками любые намеченные цели и в кратчайшее время сменить место своей дислокации.
Несмотря на то, что это принципиально новая техническая конструкция, за ней, тем не менее, сохранилось привычное название – бронепоезд. Железнодорожный состав, являющийся по существу ракетной базой, благодаря своей мобильности представляет значительную трудность для его обнаружения даже с помощью спутников.
Старшее поколение россиян хорошо помнит слова из популярной когда-то песни: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
В ней броневой состав не просто боевая единица, а символ военной мощи государства. Посему бронепоезд для континентальной державы и в умелых руках по-прежнему остается серьезным оружием.
Движение бронепоезда, постоянное движение, означало уверенность, что всё идет в нужном направлении и рано или поздно это будет завершено победой.
Чтобы сохранить и спасти память о бронепоездах, которых сейчас почти не осталось, в нашем музее установлена памятная модель рядом с другими железнодорожными орудиями. Чтобы все знали: победу принёс и он – бронепоезд!

 

Прочитано 3073 раз

Поиск по сайту