Самое читаемое в номере

Дом за домом

A A A

В будущих войнах большинство сражений, по-видимому, будет происходить в городах.

В сердце южной пустыни Негев есть маленький городок Баладья с главной площадью, пятью мечетями, кафе, больницей, многоэтажными жилыми домами, крепостью и кладбищем. А ещё там есть несколько отличных тоннелей. Но на улицах здесь можно встретить лишь солдат Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Баладья (с арабского – «город») – это часть военной базы Цеэлим. Она была построена для того, чтобы в условиях, приближённых к боевым, подготовить ЦАХАЛ к новому вторжению в Газу, если понадобится уничтожить ракетные установки ХАМАС.
Баладью использует не только ЦАХАЛ, но и военнослужащие изо всех частей света, в том числе миротворческие силы ООН. Такой интерес отражает растущее признание западными армиями того обстоятельства, что в будущем сражения, скорее всего, будут разворачиваться в городах. 
По всей Африке и Азии растут сверхгорода с населением, превышающим 10 млн. Они часто окружены плотными трущобами, контролируемыми местными бандами. Плохое управление, высокая безработица и преступность создают там благоприятные условия для распространения насилия и крайних взглядов.
Неудивительно, что негосударственные враги Запада и его союзников стремятся перенести борьбу в города. В городской войне авиация и высокоточное оружие теряют свою эффективность: от них легко укрыться, да и использование плотно живущего мирного населения в качестве живого щита не вызовет у экстремистов никаких угрызений совести. 
Ценные уроки были извлечены из битвы за Садр-Сити – крупный пригород Багдада – в 2008 г., из израильского вторжения в Газу в
2014 г. и из поражения Исламского государства (ИГ) (террористической организации, запрещённой в России – «УМ») в Мосуле в прошлом году.
Даже при мощной поддержке с воздуха, использовании авиационной разведки и высокоточного оружия, поставленного западными союзниками, иракским силам безопасности пришлось вести ужасные сражения, чтобы нанести поражение нескольким тысячам хорошо подготовленных повстанцев.
Как сказал командующий сухопутными силами США генерал Марк Милли, «пехота, бронетехника, силы особого назначения вошли в город и занимали дом за домом, квартал за кварталом, комнату за комнатой. Это потребовало определённого времени и огромных затрат».
Он полагает, что его войскам нужно теперь меньше учиться воевать в обычных условиях леса или пустыни, а больше готовиться к вооружённой борьбе в городах.
Поэтому он делает ставку на маленькие, но хорошо защищённые танки, способные двигаться по узким городским улочкам, и на вертолёты с меньшим размером винта, способные летать между зданиями. С организационной точки зрения это означает действие посредством небольших подразделений, способных делиться на ещё более мелкие отряды, где право принимать решения передано низовым командирам.
Генерал Милли и другие специалисты сильно опасаются, что новые технологии станут доступны их противникам. Сегодня простые смартфоны дают возможность передавать зашифрованную информацию, что обесценивает все разведывательные возможности западных армий.
Беспилотники-квадрокоптеры, купленные через Amazon, могут вести прямую трансляцию с позиций противника. Сейчас легко можно купить автоматически управляемые наземные транспортные средства, которые позволяют доставлять взрывчатку в нужное место. Однако пока вооружённые силы Запада ещё могут наслаждаться значительным техническим превосходством. В их распоряжении имеется огромный набор автоматических разведывательных устройств, размером с птицу или насекомое, способных зависать рядом со зданиями и даже проникать вовнутрь.
Автоматические наземные транспортные средства снижают риски при пополнении боеприпасов в бою, позволяют эвакуировать раненых солдат, а некоторые из них даже могут сами нести вооружение. Изношенные или поломанные части можно заменять в боевых условиях с помощью трёхмерной печати.
Новое поколение военных транспортных средств сможет использовать преимущества солнечной энергии и новых аккумуляторов.
Ключевое требование – высокая точность ведения огня. Генерал Милли говорит: «Мы не можем прийти и устроить массовое кровопролитие». Частью решения этой проблемы станет использование разведывательных беспилотников и более точных небольших боеприпасов. Научно-исследовательское агентство ДАРПА в Пентагоне разработало «умную пулю», от которой невозможно увернуться.
Командиры также смогут положиться на искусственный интеллект, который будет практически непрерывно поставлять в их распоряжение результаты анализа огромного массива данных.
Бен Барри из Международного института стратегических исследований говорит, что анализ больших данных сделает доступной для командиров картину настроений, боевого духа и опасений как противоборствующей стороны, так и мирных жителей.
Но, несмотря на все возможности, которые предоставляют новые технологии, генерал Милли считает, что сейчас по-прежнему невозможно вообразить войну без крови и жертв: «Даже доведя противника до потрясения и трепета, вам всё равно придётся переходить в атаку. Чтобы навязать свою политическую волю противнику, вам придётся … уничтожить его с помощью сухопутных сил».
The Economist, 27 января 2018 г.

 

Прочитано 1168 раз

Поиск по сайту