Вход для пользователей

Эффект присутствия

A A A

Вышел в свет фотоальбом «Паломничество по святым местам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия» с фотографиями Александра Назарова и дизайном Сергея Сюзева.

varsonofiy3
Когда Гончарову в конце жизни предложили переиздать его знаменитые романы и повести, «Обломова», «Обыкновенную историю», то он удивился: зачем? Ведь беллетристика так быстро устаревает. Вот то ли дело «Фрегат «Паллада»: путешествия по миру будут интересны всегда!
Ошибся, конечно, писатель, предполагая, что у «Фрегата…» найдется больше поклонников, чем у «Обломова». Но в одном он, несомненно, был прав: хотя путешествия стали намного проще и доступнее, чем во времена кругосветного плавания Гончарова,  но книги о далеких странах всегда вызовут как минимум любопытство.
Так что красочный фолиант, где собраны снимки из Палестины, Италии, Дивеева, с Синая, Афона, Валаама, уже по определению привлечет к себе внимание.
varsonofiyНо, конечно, интересен альбом не только из-за жанра. Дефицита фотографий со Святой земли или с Афона сейчас нет, и одним этим никого не удивишь. И потом, казалось бы, такие фотографии больше всего интересны тем, кто на них изображен и их знакомым: посидеть-полистать со скуки на дне рождения. Но нет – могу засвидетельствовать, что издание с увлечением воспринимается человеком совершенно посторонним.
Уверен, альбом будет интересен не только православным верующим. Во-первых, это просто красиво (имею в виду как снимки, так и запечатленные на них места).
Во-вторых, само по себе издание – художественное явление. Благодаря Сергею Сюзеву, оно воспринимается именно как единое целое, а не просто стопка превосходных фотографий.
В-третьих, листать альбом очень познавательно: это, сокровища мировой культуры, а не турецкие пляжи или сочинский горнолыжный курорт.
Однако было бы наивным предположить, что из любого фотоальбома путешественника (а тех, кто побывал в Палестине или Египте, понятное дело, и в Пензе немало найдется) получится такая книга.
Стержень альбома составляет личность не только владыки Варсонофия, но и автора фотографий. Это только кажется, что репортажная съемка доступна любому при хорошей технике и мало-мальском умении ею управлять.
Все, кто пробовал себя в этой роли (фоторепортера в паломничестве), знают о «подводных камнях»: как правило, это помещения, в которых не развернуться (уж не говоря о том, чтобы отойти на нормальное расстояние от объекта съемки), со слабой освещенностью, плюс скорость, с которой обычно перемещается митрополит Варсонофий.
И плюс чувство такта: эти места не терпят суеты, и фотограф не должен привлекать излишнего внимания к себе и отвлекать паломников от главного.
varsonofiy2«Одной из самых трудных точек для съемки была маленькая пещера с гробницей праведной Тавифы (с. 114), – вспоминает Александр Назаров. – С третьей попытки я заранее забился в эту пещеру, сделал пробные съемки, а владыка зашел, преклонил колени и ушел.
Это закон репортажной фотографии – быть на точке за мгновение до кульминации события. К тому же, владыка никогда не дает время на съемку: успел – хорошо, не успел – значит, не успел».
Собственно говоря, альбом составляют далеко не только репортажные снимки. Представлены практически все жанры: пейзажи, портреты, жанровые фотографии, прекрасно передающие восточный колорит и атмосферу святых мест.
«Самая большая трудность, с которой столкнулся при съемке, это, пожалуй, все-таки физические нагрузки, – говорит Александр Назаров. – Владыка Варсонофий – физически крепкий человек, может пройти много и быстро.
А мне, чтобы всё успеть, надо бежать в гору еще быстрее! Например, вспоминаю, как мы побывали в Петре (Иордания). Надо и красоты поснимать, и паломническую группу. То есть мне пробегать приходилось вдвое больше, чем всем остальным!»
Разумеется, свой колорит альбому придает и харизма самого митрополита Варсонофия. Каждый, кто с ним общался, согласится, что он с первых минут вовлекает в свою орбиту, заряжает энергией и создает ощущение, что ты продолжаешь начатый давным-давно разговор с хорошим знакомым. Поэтому, может быть, и альбом сразу так располагает к себе.
Кроме того, и для нас митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский – человек не чужой: владыка всегда называет Пензенскую землю своей духовной родиной, поскольку здесь, в Сердобске, он делал первые шаги в церковном служении, после окончания Московской духовной семинарии и академии служил в Кузнецке и в Пензе, а в 2000 г. полгода управлял Пензенской епархией.
Отметил для себя я и присутствие других знакомых лиц: имею в виду не патриарха и президента, конечно, а, к примеру, схиархимандрита Феофана (Данькова), уроженца Башмаковского района и почитаемого по всей России старца.
Очень органично воспринимаются подписи к фотографиям, пояснительные тексты, фрагменты из воспоминаний владыки Варсонофия. Всё просто и доходчиво – те, кто не бывал в этих местах и имеет смутное представление об исторических событиях, связанных с ними, сразу же входят в курс дела.
Идея создания альбома принадлежит митрополиту Варсонофию. Он совершенно справедливо рассудил, что эти фотографии не должны лежать мертвым грузом в его личном архиве.
Для альбома фотограф отобрал порядка 500 кадров за последние 20 лет. «Никакой цензуры и ограничений не было, – говорит Александр Назаров. – За столько лет общения с владыкой Варсонофием я уже сам научился понимать, что можно публиковать, а какие кадры – исключительно для личного пользования.
В ходе подготовки альбома мы общались с представителями пресс-службы Святейшего Патриарха, и они по-доброму мне позавидовали – той свободе, которую мне дает владыка».
Кому-то публикация подобного альбома может показаться и нескромностью. Но, думаю, это опасение совершенно неоправданное.
Понятно же, что смысл издания отнюдь не в тиражировании нескольких сотен изображений митрополита Варсонофия. Главное – книга создает эффект присутствия и желание побывать в этих удивительных местах.
Невольно пришло на ум: если бы имелся подобный альбом или фильм по Пензенскому краю, может быть, это оказалось бы более действенным способом привлечения туристов в наш регион, чем все нынешние попытки.
А уж если бы в качестве «гида» на страницах альбома или в фильме присутствовало некое медийное и авторитетное лицо, вообще бы дело пошло.

 

Поиск по сайту

Реклама