Падающего подтолкни

A A A

Новые санкции уже кусаются. Русская элита перепугана. Особенно жёсткие персональные санкции вводятся против самых закадычных друзей режима.

В январе, вскоре после вступления Доналда Трампа в должность президента Америки, в некоторых кабинетах Сената зазвонили телефоны. Белый дом, как узнали сотрудники аппарата Сената, готовил указ о снятии ряда санкций, введённых против России в 2014 г. за её войну против Украины.
«Мы были в ужасе. Все стали звонить друг другу, и вскоре выяснилось, что все слышали примерно одно и то же», – вспоминает один из сотрудников.
Они немедленно организовали утечку информации и стали работать над законопроектом, который заменил бы указ Барака Обамы о введении санкций. Идея заключалась в том, чтобы не позволить Трампу снять санкции в одностороннем порядке.
Свидетельства о вмешательстве России в выборы в Америке, а также постоянное восхваление Трампом Владимира Путина, русского президента, заставили Конгресс действовать незамедлительно. Итогом стал Акт о санкциях против врагов Америки (АСВА), который предусматривал также меры против Ирана и Северной Кореи.
Этот законопроект был почти единогласно поддержан обеими партиями в Конгрессе. За него было отдано 419 голосов против 3 в Палате представителей и 98 голосов против 2 в Сенате. Трампу ничего не оставалось, как подписать законопроект. Иначе Конгресс просто преодолел бы его вето.
Новый закон, подписанный в августе, закрепил, а местами и ужесточил санкции 2014 года, лишившие русские фирмы доступа к большинству западных источников финансирования. Санкции совпали по времени с обвалом цен на нефть и поставили Россию в очень трудное положение.
Неопределённость по поводу размаха санкций заставила иностранцев осторожнее подходить к деловому сотрудничеству со всеми русскими компаниями. Прямые иностранные инвестиции в Россию упали с 69 млрд. долл. в 2013 г. до 6,8 млрд. долл. в 2015 г.
Правда, со временем предприниматели приспособились к новым условиям. Управляющие западными компаниями опять стали появляться на деловых форумах в России, а западные инвесторы вновь стали охотно приобретать облигации русского правительства.
АСВА не только предотвратил отступничество Трампа, но и начал вновь увеличивать давление на русскую экономику. Он распространил ограничения на инвестиции в новые русские нефтегазовые проекты на операции русских фирм в третьих странах.
Правда, эффективность этих новых санкций, введение которых правительство отложило до конца января, подорвана контрмерами, предпринятыми европейскими компаниями. Газпром – русский гигант, снабжающий газом Европу – был исключён из санкционного списка, равно как и Nord Stream-2 – второй трансбалтийский газопровод в Германию.
Некоторые американские официальные лица очень хотели заблокировать этот проект, но желание сохранить единство Америки и Европы оказалось сильнее, говорит Дэниел Фрид, бывший американ-ский чиновник, участвовавший в разработке первоначальных санкций.
Америка и Европа также не захотели ссориться по поводу торговли оружием. АСВА расширяет санкции, чтобы дотянуться до любого, кто вовлечён в «значительные сделки» с русским военно-промышленным комплексом.
Однако Россия – второй в мире экспортёр вооружений – поставляет их многим  друзьям Америки (например, Индии, Вьетнаму и Ираку), а также ряду членов НАТО (например, Турции, Греции и некоторым бывшим членам Варшавского договора в Восточной Европе). Так что по каждой сделке о поставке оружия из России будет приниматься отдельное решение.
Больше всего русскую элиту беспокоят персональные санкции.
АСВА предполагает введение «вторичных санкций», то есть американские чиновники могут ввести санкции против гражданина любой страны, имеющего значительные деловые связи с уже находящимися под санкциями так называемыми «особо указанными гражданами» (ОУГ) (например,
с Игорем Сечиным, главой Роснефти – государственной нефтяной компании, или с Геннадием Тимченко, олигархом, чьи интересы связаны с транспортом и энергетикой).
Так что АСВА может превратить некоторых ближайших друзей и союзников Путина в прокажённых. То же самое касается ОУГ из Ирана, Северной Кореи, а также связанных с Партией Бога.
Санкции могут затронуть китайские энергетические компании или западных советников, если они имеют дело с кем-либо из русских ОУГ. «Это просто атомная бомба, – говорит один русский чиновник. – Ничего подобного не было во времена холодной войны».
Другая часть АСВА требует, чтобы правительство представило в Конгресс доклад о русских олигархах и высокопоставленных внешнеполитических деятелях, имеющих тесные связи с Путиным и его ближним кругом.
Попавшие в доклад необязательно попадут под санкции, но они станут потенциальными мишенями в случае нарастания противостояния между Россией и Западом, что делает их уже сейчас отверженными. Доклад также должен будет раскрыть размеры состояний и источники дохода членов семей, включая детей, родителей и супругов. Это уже посеяло панику среди русской элиты.
«Кто будет это проверять? ФБР, ЦРУ или кто-то ещё?» – нервно спрашивает один из верноподданных Путина. А потом признаётся: «Это никому не нравится. Но мы мало что можем сделать». Если тебя включат в доклад, то потом уже почти ничего нельзя будет исправить. Да и определение олигарха в законе очень расплывчато.
Доклад должен быть обнародован к началу февраля, всего за несколько недель до президентских выборов в России. Он может иметь серьёзные политические последствия, например, вызвать приступ гнева в отношении Америки со стороны элиты или снабдить новыми данными Алексея Навального, ведущего деятеля русской оппозиции и непримиримого борца с коррупцией. Но главное – это как будут воплощаться в жизнь положения закона. Напряжённость в отношениях между Конгрессом и Белым домом, породившая этот законодательный акт, может помешать его реализации.
Правительство не рвётся вводить персональные санкции, но и совсем игнорировать закон оно не может. «Мы будем пристально следить за этим», – говорит один из сотрудников аппарата Сената.
The Economist, 25 ноября 2017 г.

Прочитано 1359 раз

Поиск по сайту