Самое читаемое в номере

Большая Лука: восстановление исторической справедливости

A A A

25 сентября в Большой Луке Вадинского района состоялось событие,
знаковое далеко не только для этого села: великое освящение Михайло-Архангельского храма, восстановленного трудами почетного гражданина Вадинского района Александра Черницова.

hram
Церковь Михаила Архангела – не просто один из десятков сельских храмов, разбросанных по Пензенскому краю.
Когда 12 лет назад в цикле «Архитекторы старой Пензы» я писал об этом памятнике архитектуры, то опубликовал его фотографию, не внушавшую надежд на лучшее: здание с заколоченными окнами, остовами куполов, травой и деревцами на кровле.
Если еще добавить, что от областного центра Большую Луку отделяют полторы сотни верст, да и до больших трасс и железных дорог неблизко, то мы поймем, что зданию грозила судьба многих других церквей, мельниц, усадеб, памятников архитектуры XVIII-XX столетий – забвение и постепенное умирание.
Несколько обстоятельств обязывают отнестись к этому храму особо. Прежде всего, имя архитектора, Александра Гавриловича Старжинского (1850-1906), занимавшего должность губернского инженера и начальника строительного отделения Пензенского губернского правления в 1884-1904 гг. Пожалуй, это был самый яркий из зодчих предреволюционной Пензы.
Его авторству принадлежат здания семинарского общежития (ныне корпус № 3 ПГУ) и Тихоновского духовного училища (ныне НИИФИ), а также, возможно, общежитие епархиального женского училища (ныне краеведческий музей).
В культовой архитектуре – Успенский собор на Мироносицком кладбище в Пензе, Троицкий собор в Пензенском женском монастыре, храмы в Маркино и Алексеевке Керенского уезда, колокольня в Куриловском монастыре и каменная церковь в Краснослободском Успенском монастыре (ныне Мордовия). И, конечно же, Михайло-Архангельская церковь в Большой Луке.
А самая любопытная черта в архитектуре большелукинского храма – его поразительное сходство с Успенским собором в Пензе. Самые существенные отличия – форма куполов (шлемовидные в Пензе и луковичные в Луке), малые барабаны (световые в Пензе и глухие в Луке) и звонница (в Луке ее нет), а в общем и целом можно говорить о том, что оба храма построены по одному и тому же проекту.
Скорее всего, храмоздатель Николай Казеев увидел в Пензе новый храм (построенный в 1895-1905 гг.) и пожелал, чтобы и в его селе стоял такой же. Кто внес изменения в проект – автор, Александр Старжинский, или же тот, кто непосредственно руководил работами? Неясно.
Дело в том, что стройка в Большой Луке началась в 1904 г., когда Старжинский уже тяжело болел и вышел в отставку. Спустя два года зодчий скончался, так что, когда храм достраивали, его уже давно не было в живых, и о сделанных в проекте изменениях он мог и не узнать.
Об истории строительства храма в селе бытует такая курьезная легенда. Будто бы фабрикант Казеев звал в Большую Луку пензенского архиерея, но тот с дороги увидел, какой маленький и неказистый здесь храм, и сказал: «Вот когда построишь большой, достойный архиерейской службы, тогда и приеду».
Казеев храм построил. Правда, успел ли до революции приехать в Луку пензенский архипастырь, неизвестно: освятили церковь 18 октября 1915 г., за год с небольшим до начала великой российской смуты.
Заслуживают особого разговора настенные росписи. Они выполнены в редком для нашего края стиле модерн, который проник в начале ХХ века и в церковное искусство: можно вспомнить Князь-Владимирский собор в Киеве, Марфо-Мариинскую обитель и Иверский собор Николо-Перервинского монастыря в Москве.
Прежде всего, Нестеров, а также Васнецов, Врубель, их менее талантливые и известные подражатели искали новые способы соединить канон и авторское начало, и результат получался очень впечатляющий.
До провинции модерн в иконописи добирался очень редко – сказывалась известная церковная консервативность, и просто не хватило времени: росписи в Большой Луке сделаны, по всей видимости, в годы Первой мировой войны – затем наступили десятилетия официального атеизма, когда о развитии религиозной живописи говорить не приходилось.
Имя автора росписей в Михайло-Архангельском храме нам неизвестно, но и его собственное авторское начало в них невелико: преимущественно его работы – добротные копии с творений перечисленных выше великих художников. Но как памятник своей эпохи они очень показательны.
В советское время эстетические достоинства Михайло-Архангельского храма и его интерьера, понятное дело, интересовали мало кого. В 1930 или 1931 г. он был занят под зернохранилище местным колхозом имени Ломоносова. А в последние десятилетия просто пустовал.
* * *
Новая история храма началась два года тому назад. Тогда в Большой Луке открыли обновленный мемориал на могиле храмоздателя Николая Степановича Казеева и его супруги, а также памятный комплекс на месте вымершего села Семивражки – малой родины Александра Черницова, президента ОАО НПП «Химмаш-старт».
В тот день, по его словам, и родилась мысль о необходимости отреставрировать храм. По признанию Александра Черницова, сомнения в целесообразности восстановления были. Большая Лука – село фабричное, пролетарское, и особо верующими его жители никогда не считались.
Поэтому действительно ли им нужен храм, тем более такой огромный, на тысячу человек – конечно же, вопрос был не праздный.
Но первый же субботник, когда свыше сотни человек добровольно собрались, чтобы очистить церковь от мусора, хлама, голубиного помета, показал, что к делу восстановления святыни сельчане отнеслись с энтузиазмом.
Сначала предполагалось просто привести собор в более-менее божеский вид и законсервировать, чтобы не было стыдно за его состояние и чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
Но потом решили не останавливаться на полпути.
Проект реставрации разработал пензенский архитектор Дмитрий Борунов (автор, к примеру, восстановления Покровского собора на улице Чкалова в Пензе, Никольской церкви в Ахунах и многих других храмов).
Новые купола изготовили в его мастерской «Дабор». Что особенно отрадно, восстановлены практически в первоначальном виде росписи, где они сохранились: ведь обычно при реставрации церквей настенную живопись в лучшем случае оставляют в том же неприглядном виде, в каком она сохранилась, а в худшем – заштукатуривают и забеливают.
Великое освящение храма совершил епископ Сердобский и Спасский Митрофан с духовенством из Сердобска, Вадинска и Земетчина. Пел за богослужением земетчинский хор.
Чтобы стать участниками редкого торжества, люди приехали как на собственных автомобилях, так и на автобусах, причем далеко из-за пределов Вадинского района. Практически полностью была занята парковка, специально устроенная около церкви к знаковому событию.
В качестве почетных гостей на празднике присутствовали губернатор Иван Белозерцев, спикер Законодательного Собрания Валерий Лидин, главный федеральный инспектор Дмитрий Каденков, депутат Госдумы Иван Фирюлин.
История столетней давности из местной легенды повторилась: на открытие собора приехал не только архиерей, но и глава региона.
За труды по возрождению Михайло-Архангельского храма епископ Митрофан вручил Александру Черницову очень почетную церковную награду – орден преподобного Серафима Саровского III степени, а губернатору Ивану Белозерцеву – епархиальную медаль преподобномученика Пахомия Скановского I степени.
Вполне возможно, что Михайло-Архангельская церковь станет теперь не только обычным сельским приходским храмом, но и пунктом нового туристического маршрута.
Большая Лука – село древнее и интересное, с богатой историей, в которой центральное место занимают купцы Казеевы и их суконная фабрика.
О том, что здешний храм – прекрасный памятник культовой архитектуры, повторяться не будем. Да и по пути из Пензы до Луки любопытного найдется немало. Впрочем, насколько эта идея жизнеспособна, покажет время.

Прочитано 2007 раз

Поиск по сайту