Самое читаемое в номере

Караван идет вперед

A A A

Вышла в свет восьмая (и первая в этом году) книга антологии «Пензенский край в мемуарах, художественной литературе и исследованиях».


bookКогда в конце 2014 г. вышел в свет первый том «Антологии», очередного издательского проекта Игоря Шишкина с комментариями Ларисы Рассказовой, никто не задумывался всерьез о том, сколько еще книг впереди. Каждая воспринималась (и воспринимается до сих пор!) как событие в краеведческом книгоиздании, как маленькая победа над сиюминутностью.
Восьмой том не исключение. А в плане увлекательности и читабельности материалов он, пожалуй, даст фору некоторым предыдущим. Хотя самые знаменитые наши мемуаристы – тот же Вигель, Долгоруков, Загоскин, Мариенгоф, Гуль – уже позади, и в этой книге завершается публикация фрагментов из воспоминаний Василия Инсарского.
Самый серьезный по объему и, несомненно, самый интригующий по содержанию блок восьмой книги посвящен Владимиру Маяковскому, двум его визитам в Пензу и его последней любови Татьяне Яковлевой, которая тоже с городом на Суре была связана самым тесным образом.
Далеко не все описываемые события происходят в городе на Суре, но придираться к этому, полагаю, никто не станет. Здесь же впервые публикуются редчайшие фото Татьяны Яковлевой детских лет, ее семьи, хранящиеся в собрании Игоря Шишкина. Не буду подробно расписывать содержание этой части тома – право, лучше почитать.
Блоки поменьше посвящены головокружительной истории наровчатского казака Тимофея Иванова, героически бежавшего в 1642 г. с товарищами из турецкого плена; прошлому Кузнецка, пензенскому театру перед революцией. Замечательны рассказы Ильи Салова, даже без привязки к тому, в Пензенской или Саратовской губерниях происходит их действие. Не все публикации столь же ярки – наверное, спокойнее читателями будет воспринята, к примеру, статья протоиерея Федора Островидова о христианизации Пензенского края (одна из первых краеведческих публикаций в Пензе), фрагменты из воспоминаний Григория Филипсона или Владимира Ходнева, или строки, посвященные Пензе Эренбургом и Полевым. Но штрихи к портрету Пензенского края добавляют и они.
* * *
Конечно, можно придраться и сказать, что книги «Антологии» лишены той стройности и единства общего плана, которых всегда ждешь в многотомных изданиях. Конечно, иногда подумаешь: хорошо, если бы комментарий к текстам был исчерпывающим. Но мы прекрасно понимаем, в каких условиях находится краеведческое книгоиздание в Пензе (даже с учетом той поддержки, которую оказывают «Антологии» региональные власти).
И главное, несмотря на то, что 350-летний юбилей Пензы давно прошел и всплеск краеведческих изданий, профинансированных в связи с ним, закончился, «Антология» продолжает жить. Это, согласитесь, прекрасно. Не суть, что бумага уже не мелованная, а офсетная и тираж не 1000, а 600 экземпляров. Это всё мелочи.
Пример подобной манеры публикации мемуаров и документов в русской историографии был: имею в виду журнал «Русский архив» и подобные ему. Конечно, редакцию критиковали справа и слева за неразборчивость в подборе материала, за ненаучный подход и т. п.
А все-таки столетие-полтора спустя исследователи по-прежнему обращаются к тем публикациям – мы понимаем, что очень и очень многие источники в ХХ веке погибли бы для нас безвозвратно, если бы не тот же «Русский архив» или «Исторический вестник».
Ответим честно: кто бы нашел и прочитал все материалы, собранные в первых восьми книгах «Антологии», если бы они остались рассеянными по журналам и архивам? Единицы. А многое, вероятно, и вообще никто бы никогда не прочитал, кроме владельцев частных собраний. Теперь же остается всего лишь «не заблудиться» в нескольких книгах, стоящих рядом на одной полочке. Это, согласитесь, посильно каждому. Меж тем, по словам Игоря Шишкина, в общем и целом уже разработана концепция 9-й и 10-й книг «Антологии». Сюда предполагается включить материалы, связанные с пребыванием в Пензе Салтыкова-Щедрина, а также блоки поменьше – посвященные пензенским страницам в жизни и творчестве Дениса Давыдова, Александра Грина, Всеволода Мейерхольда.
Материалов – масса, и практически все они неизвестны даже специалистам, не говоря уже о широком круге читателей. По оценке создателей «Антологии», хватит на десятки томов. Плюс, как мы понимаем, за время работы над ними наверняка будут обнаруживаться и новые источники, персонажи, темы.
И еще. Главное и самое отрадное, на мой взгляд, состоит в том, что издание все-таки продолжается. Караван идет вперед, несмотря ни на какие песчаные бури.

Прочитано 850 раз

Поиск по сайту