Самое читаемое в номере

Короткие сроки

A A A

В Аргентине идёт борьба по вопросу о том, как наказывать за преступления времён диктатуры. Политики бросают вызов Верховному суду.

inopress2


Прошло уже более 40 лет с тех пор, как генералы захватили власть в Аргентине. Они похитили, подвергли пыткам и убили тысячи аргентинцев из числа тех, в ком видели угрозу западной цивилизации.
Демократия была восстановлена в 1983 г., но многие из тех, кто совершал преступления, так и не понесли никакого наказания. Из 2780 лиц, которым с 2006 г. были предъявлены обвинения в нарушении прав человека, были признаны виновными лишь 750.
Теперь, как опасаются некоторые аргентинцы, даже это снисходительное правосудие может стать ещё мягче.
3 мая Верховный суд страны принял решение, в результате которого на свободу могут выйти не менее 248 заключённых.
Рассматривалось дело Луиса Муиньи, которого в 2011 г. приговорили к 13 годам заключения по обвинению в похищении и пытках пяти людей в 1976 г.
Суд постановил, что, согласно правилу «день за два», то время, что он провёл под арестом в качестве подследственного, позволяет резко сократить его срок заключения. Так что он должен был провести за решёткой лишь 8 лет. В апреле он был досрочно условно освобождён.
С тех пор, как была восстановлена демократия, именно политики решали, как относиться к преступлениям времён «грязной войны». Комиссия по расследованию преступлений установила, что тогда были убиты 8960 человек.
После мятежей, поднятых военными против демократического президента Рауля Альфонсина в конце
1980-х годов, правительство, стремясь умиротворить армию, приняло законы об амнистии.
Но при президентах-популистах Несторе Кирхнере и его жене Кристине Фернандес де Кирхнер (2003–2015) государство выступило в поддержку проведения судебных процессов и наказания виновных.
Правительство Маурисио Макри, президента Аргентины с декабря 2015 г., заявило, что возвращается к принципу, согласно которому правосудие должны осуществлять независимые суды, а не политики.
Его оппоненты высказали своё сомнение в этом. Они полагают, что правоцентристский президент слишком снисходительно относится к диктатуре.
В декабре он высказал идею, что День памяти о военном перевороте 24 марта следует в целях повышения производительности перенести на ближайший понедельник.
Борцы за права человека указывают на то, что именно Макри назначил двух из трёх судей, что освободили Муинью.
Макри был уязвлён этими обвинениями. Его коалиция объединилась с оппозицией, чтобы единогласно принять в Сенате закон о том, что правило «день за два» не распространяется на преступления против человечества.
Возможно, это подтолкнёт Верховный суд по-иному рассматривать подобные дела. Как решать не менее важно, чем что решать.
Независимость судов столь же важна, сколь и необходимость наказания приспешников диктаторов.
The Economist, 13 мая 2017 г.

Прочитано 741 раз

Поиск по сайту