Самое читаемое в номере

В Стокгольм за ответами

A A A

25-29 апреля в Стокгольме проходил семинар «SAPEREAUDE: Свобода и ответственность», организованный Ассоциацией Школ Политических исследований при Совете Европы.
Сегодня внештатный автор «Улицы Московской» Дарья Мануйлова, принявшая участие в семинаре, делится впечатлениями с читателями.

stogholm
В этом году мне уже довелось побывать на семинаре Ассоциации. Потому в Стокгольм я ехала с определенными ожиданиями и неосознанно сравнивала свои впечатления с теми, что получила в Оксфорде в январе.
Неизменным осталось одно – немаленький клубок мыслей после семинара. Возможно, я бы не спешила его распутывать, если бы не была журналистом и мне не нужно было писать эту статью. Но все сложилось именно так, и потому мой долг – обстоятельно разложить свои впечатления по полочкам. Вам же предлагаю взглянуть, что из этого вышло.

Легкость
Начну с того, что в этот раз и сам семинар, и подготовка к нему прошли для меня как-то проще. Организаторы быстро прислали мне приглашение, посольство быстро одобрило визу, и я быстро обнаружила себя в аэропорту в ожидании рейса в Стокгольм.
Непосредственно сессии тоже были проще – в
эмоциональном плане. Если после дня лекций в Оксфорде я буквально чувствовала, как в голове разливается свинец, а в груди – тревога, то в этот раз дни пролетали незаметно, а сессии скорее вдохновляли, чем удручали.
Возможно, так сложилось потому, что я знала, чего ждать, или изменила свое отношение к неутешительным прогнозам. В любом случае, в номер я возвращалась не с ощущением «мы все умрем», а с твердым намерением найти ответ на вопрос: «Что же нам со всем этим делать?»
 
Вопросы и запросы
В первый же день один из экспертов, Александр Шмелев, попросил участников крупно написать на листе одно слово – то, что они хотят получить от семинара. Все варианты, а их было порядка 80, были зачитаны вслух. Самыми популярными оказались «вдохновение», «общение» и «знания».
На моем листе было написано слово «ответы» – к моему удивлению, только на моем листе. Больше я ни у кого этого варианта не обнаружила, хотя была уверена, что он окажется тривиальным.
Поясню: организаторы позиционируют семинары как исключительно образовательный проект. Никаких практических рецептов они не дают.
Однако у участников есть возможность задать эксперту любой вопрос, даже не связанный с темой сессии. У участников есть возможность общаться между собой, делиться знаниями и опытом. Потому-то я и удивилась, не обнаружив слова «ответы» на листах своих коллег. Разве не для того все мы – 80 участников из десяти стран и 20 экспертов из шести – съехались на семинар, чтобы выяснить, что, в общем-то, происходит в нашем мире?

Результаты
В последний день, когда участники за круглым столом делились мнением о семинаре, выяснилось, что 90% получили то, на что рассчитывали и что записали на листах. В том числе и я.
Самый важный ответ мне подарила норвежский эксперт Элизабет Эйд – писатель, журналист, профессор Департамента журналистики и медиа-исследований. В своей лекции она говорила о глобальной гражданственности, о самых острых вызовах, которые поставил перед человечеством XXI век: терроризме, экологических проблемах, миграции.
Неоднократно выезжавшая в горячие точки, несколько лет прожившая в Пакистане Элизабет рассказывала яркие истории из личного опыта, раскрывающие значение слов «человечность», «справедливость», «варварство», «пропаганда». В какой-то момент на глаза почти навернулись слезы – настолько проникновенно и трогательно она говорила.
После сессии я подошла к Элизабет с вопросом, вибрирующим на моей подкорке на протяжении нескольких лет: можем ли мы действительно что-то изменить? Имеет ли смысл бороться?
Имеет ли смысл предпринимать попытки к улучшению мира, если в нем всегда будут люди, для кого агрессия – приемлемый метод решения проблемы, террор – эффективный способ установить влияние, а глобальное потепление – выдумка экологов?
Мы говорили около десяти минут, и на мой отчаянный вопрос: «Но что же я могу сделать как журналист?» Элизабет ответила следующее:
«Не молчать. Говорить людям правду. Не опускать руки. Делать то малое, что в твоих силах. Ты не можешь повлиять на всех людей в мире, но ты можешь сделать жизнь некоторых из них лучше. Я живу так и верю, что стараюсь не зря».
Этот ответ пришелся мне по душе. Пусть я не выхожу на митинги, не уезжаю волонтером в Африку, не беру в руки автомат и не иду на войну, но я говорю людям правду, даю им надежду и веру в то, что они не одни.
* * *
Продолжать говорить правду и рассказывать об особенно запомнившихся сессиях семинара «SAPEAUDE: Свобода и ответственность» я буду в следующем цикле статей «УМ».

Прочитано 918 раз

Поиск по сайту