Гарантированное уничтожение

A A A

Проект военного бюджета, предложенный Доналдом Трампом, оказался не столь впечатляющ, как он обещал. Его будет недостаточно, чтобы оплатить новую гонку вооружений, о желании развернуть которую говорит президент.

inopress1


Проект бюджета, который Доналд Трамп направит в Конгресс, предполагает увеличение в следующем году военных расходов на 54 млрд долл. Это меньше, чем необходимо для тех преобразований, в которых, как казалось, убеждён президент.
Как указал Джон Маккейн, председатель сенатского комитета по обороне, это 10% увеличение будет примерно на 19 млрд долл. больше, чем предлагала ушедшая администрация Обамы (хотя и её проект предполагал выход за отметку в 600 млрд долл.). (Либеральное правительство Барака Обамы сократило военные расходы с 721 млрд долл. в 2010 финансовом году до 582 млрд в 2017 г. – «УМ»).
Этого будет недостаточно, чтобы оплатить те 350 новых военных кораблей, новые истребители и увеличение численности армии, к которым призывал Трамп. И, конечно же, этого будет недостаточно, чтобы развернуть новую гонку ядерных вооружений, которой, как предполагалось, привержен Трамп.
Трамп хочет сократить расходы на мягкую силу. Сокращение бюджета Государственного департамента и программ зарубежной помощи может привести к сокращению влияния Америки в мире и подрыву гражданской составляющей – миссий по достижению устойчивости (например, восстановления Мосула после того, как оттуда будет выбито Исламское Государство (террористическая организация, запрещённая в России – «УМ»).
Всё это делается вопреки советам некоторых членов его кабинета. Министр обороны Джеймс Мэттис, выступая на слушаниях в Конгрессе в 2013 г., когда он возглавлял Центральное командование, предостерегал: «Если вы не будете полноценно финансировать Государственный департамент, то вам придётся закупать больше вооружений».
Достижение конечной цели укрепления вооружённых сил также может быть подорвано готовностью запустить новую гонку ядерных вооружений. Это всплыло во время часового телефонного разговора с Владимиром Путиным 28 января. Русский президент предложил тогда продлить действие договора СНВ-3 ещё на 5 лет после окончания срока его действия в 2021 г.
Путин, возможно, рассматривал это как что-то само собою разумеющееся, как что-то, что будет способствовать размораживанию отношений между двумя странами. Ведь Трамп часто говорит, что хочет этого. И тут оказалось, что президент, похоже, не знает, о чём говорит его собеседник.
Разговор был прерван для совещания, после чего Трамп разразился тирадой против СНВ-3, назвав его типичным примером плохой сделки эпохи Обамы.
В интервью Reuters 23 февраля Трамп повторил: «Это односторонняя сделка. Она позволяет им делать то, что нам никогда не следовало допускать… будь то СНВ, будь то сделка с Ираном… Мы собираемся начать заключать хорошие сделки».
Трамп добавил, что хотя был бы и рад увидеть мир без «ядерного оружия», но Америка «отстала в области ядерных вооружений». Он заверил, что вернёт «господствующее положение».
Соглашения по контролю над стратегическими вооружениями между Америкой и Россией (или бывшим Советским Союзом), история которых восходит к 1972 г., основывались на равных сокращениях, призванных покончить с опасным положением, в котором оказались две ядерные державы.
СНВ-3, вступивший в силу шесть лет назад, не был исключением. Он ограничивал арсенал каждой стороны 1550 стратегическими боезарядами, размещёнными на не более чем 700 ракетоносителях (наземного и морского базирования) и ядерных бомбардировщиках.
СНВ-3 не является односторонним. Он целиком соответствует американским интересам. Стивен Пайфер из Института Брукингса отмечает, что договор был не только единогласно одобрен Объединённым комитетом начальников штабов, но и поддержан семью бывшими главами Стратегического командования.
Договор не только ограничивает число боеголовок, нацеленных на Америку, но и обеспечивает поступление ценных данных о русской армии. Он позволяет ежегодно проводить в России 18 осмотров, обмениваться каждые шесть месяцев подробными данными и обеспечивает непрерывный поток взаимных уведомлений (около 13000 с 2011 г.).
Договор позволяет сторонам совершенствовать свои ядерные вооружения, но такая прозрачность означает, что они могут делать это, не вызывая, как говорит Пайфер, «дорогостоящих наихудших предположений».
Если Трамп решит выйти из СНВ-3, то это приведёт не к тому, что Америка обеспечит себе «господствующее положение», а, напротив, к тому, что Россия будет иметь преимущество на протяжении большей части следующего десятилетия. Россия продвинулась дальше в цикле модернизации ядерных вооружений: её заводы по производству ракет и подводных ракетоносцев работают вовсю.
Америке потребуется несколько лет, чтобы нагнать её. Американский план модернизации ядерных вооружений к 2026 г. был оценён бюджетным управлением Конгресса в 400 млрд долл. Найти такие деньги трудно.
Совершенно ненужная и опасная новая гонка ядерных вооружений означала бы также и наращивание обычных вооружений, а также рост государственных заимствований или повышение налогов.
Ядерный вопрос требует внимания президента в свете недавних сообщений о том, что Россия сделала ставку на крылатые ракеты, нарушающие условия Договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 г. Согласно РСМД, обе страны навсегда отказались от размещения ракет наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.
Шумный разрыв СНВ-3 – это точно не то, что может убедить Россию сохранять приверженность РСМД.
The Economist,
4 марта 2017 г.

Прочитано 753 раз

Поиск по сайту