Слабые шансы стать канцлером

A A A

Немецкие социал-демократы избрали Мартина Шульца своим вождём. Но пока они, видимо, проигрывают Ангеле Меркель.

Много месяцев Зигмара Габриэля, руководителя Социал-демократической партии Германии (СДПГ), терзали сомнения, стоит ли ему выдвигать свою кандидатуру в канцлеры против Ангелы Меркель на федеральных выборах 24 сентября.
По уровню популярности он сильно уступает ей. Согласно опросам, СДПГ поддерживает лишь 21% немцев, право-центристский блок Меркель – 37%. Его поддержка в собственной партии, особенно в её левом крыле, слаба.
Как партнёр Меркель по коалиции – вице-канцлер и министр её кабинета – он был бы неубедителен, нападая на её политику. Зная, что обречён на провал, он решил 24 января удивить свою партию, уйдя в отставку и передав полномочия другому социал-демократу, имеющему больше шансов на успех.
Новым вождём партии и её кандидатом в канцлеры станет его друг Мартин Шульц. У Шульца, бывшего председателя Европейского парламента, есть ряд преимуществ по сравнению с Габриэлем (который намерен перейти на пост министра иностранных дел).
Шульц известен как отличный оратор и безоговорочный сторонник европейской интеграции. Стоя рядом с Габриэлем, когда объявлялось об этом решении, он пообещал «бороться с популистами всех мастей», имея в виду Альтернативу для Германии (АдГ) – правую евроскептическую партию. Находившийся долгое время вне немецкой политики Шульц не связан участием СДПГ в большой коалиции с Меркель.
К сожалению для СДПГ, всё это не сильно увеличивает её шансы на победу. Уровень одобрения деятельности Меркель вырос после кризиса с беженцами зимой 2015-2016 годов.
Согласно опросу Forschungs-gruppeWahlen, он теперь равняется 74%. О такой поддержке многие мировые лидеры могут только мечтать.
Немцы уверены, что Меркель восстановила порядок. Если в
2015 г. в страну прибыли 890000 беженцев, то в прошлом году – лишь 280000, и число прибывающих продолжает сокращаться. Около 57% немцев теперь считают, что страна сможет справиться с наплывом беженцев.
Даже террористическое нападение в Берлине в декабре, когда беженец из Туниса въехал на грузовике в толпу на рождественском базаре, задавив насмерть 12 человек, оказывается, помогло Меркель.
Согласно проведённому вскоре после нападения опросу, 68% немцев не порицают политику Меркель в отношении беженцев. Из тех же, кто имеет к ней претензии, большинство являются сторонниками АдГ, чья поддержка, согласно общенациональным опросам, застыла на уровне в 12%.
Это нападение переключило общественную дискуссию с предпочтительной для СДПГ темы неравенства на проблемы безопасности – традиционно выигрышную тему для христианских демократов Меркель.
Томас де Мезьер, министр внутренних дел от христианских демократов, предложил в этом месяце перестроить всю систему безопасности в Германии: необходимо централизовать руководство ею (ныне оно разделено между 16 федеральными землями); быстрее высылать тех, кому отказано в политическом убежище; дольше содержать под стражей без предъявления обвинения подозреваемых в терроре. Если тема безопасности останется в центре предвыборной борьбы, Шульцу будет нелегко бороться с Меркель.
Более того, на стороне Меркель и парламентская арифметика. Социал-демократы столкнутся с трудной задачей поиска партнёров для получения большинства в Бундестаге. Как и все традиционные партии, они отвергают переговоры с АдГ.
Но даже альянс с двумя другими левыми партиями – экологистами из Зелёных и бывшими коммунистами из Левых – как показывают последние опросы, не даст им большинства.
Всё указывает на то, что только Меркель сможет сформировать правящую коалицию. Социал-демократы, возможно, даже пожелают сохранить своё нынешнее положение младшего партнёра в ней.
Это сыграет только на руку Меркель в условиях, когда новости со всего света заставляют немцев беспокоиться по поводу ответственного руководства. Новый президент Америки Доналд Трамп каждый день нарушает спокойствие своими заметками в Twitter.
Этой весной начнутся переговоры о выходе Британии из ЕС. Для немцев и президентство Трампа, и выход Британии из ЕС угрожают разрушением того мирового порядка, при котором господствовал Запад.
А ведь послевоенная Германия успешно встроилась в систему, опирающуюся на Европейский Союз, НАТО и столь выгодные немецким экспортёрам соглашения о свободной торговле.
За пределами Германии это порождает надежды, что Меркель примерит на себя мантию защитника либерального порядка, которую сбросили Америка и Британия. Она неловко чувствует себя в этом качестве и назвала такие предложения «нелепыми».
Но если в этом году популисты сильно выступят на выборах в Нидерландах и Франции, спрос немецких избирателей на ответственное руководство, возможно, ещё больше возрастёт. Они с уважением относятся к Шульцу, преодолевшему немало трудностей в своей жизни.
После того как травма колена в 20 лет положила конец его мечтам о профессиональном футболе, он превратился в пьяницу. Но с 1980 г. он стал трезвенником. Однако выбирая своего вождя, немцы, похоже, вновь отдадутся в надёжные руки своего старого канцлера.
The Economist, 28 января 2017 г.

Прочитано 757 раз

Поиск по сайту