Что делать, если к вам пришли

A A A

24 ноября 2016 г. в бизнес-инкубаторе «Татлин» прошел онлайн-семинар «Безопасные взаимоотношения предприятия с государственными, контролирующими и правоохранительными органами». Бизнес-тренер Вячеслав Панкратьев рассказывал о том, как правильно себя вести, если к вам на предприятие пришла проверка.


Справка: Вячеслав Панкратьев, бизнес-тренер, полковник юстиции в запасе. Специалист в области корпоративной безопасности компании и управления экономическими рисками
Окончил Высшее пограничное военно-политическое училище (1989) и Академию ФСБ (1997). В 1985-2013 гг. проходил службу в КГБ СССР, ФАПСИ, ФСО России.


Общие моменты
Жалобы российских предпринимателей на действия и предписания различных контролирующих органов давно никого не удивляют. Зарегулированность бизнеса в нашей стране стала общим местом в риторике руководителей фирм и предприятий. Поэтому тема семинара оказалась вполне актуальной для пензенцев.
По своей форме это был вебинар: 3 часа его участники смотрели на экран, откуда вещал Вячеслав Панкратьев. В зале было довольно холодно, большинство пришедших сидели в верхней одежде и согревались горячим чаем и кофе.
С передачей данных по интернету тоже было не все ладно: в первый час онлайн-семинара изображение Панкратьева периодически «подвисало», звук пропадал, а иногда трансляция и вовсе прерывалась. Впрочем, ко второму часу все починили.
Вячеслав Панкратьев сразу предупредил, что обычно он читает данный курс в трехдневном формате, но сегодня постарается уложиться в 3 часа. Понятно, что в таких условиях все самое важное бизнес-тренер успел осветить, но в глубину особенно не вдавался.
Лекция Панкратьева была разделена на 3 части. Первая касалась превентивных мер по подготовке фирмы к проверке. Во второй говорилось о том, что делать, если к вам уже пришли. И третья часть лекции была посвящена тому, как правильно поступать после того, как проверка ушла.

pankratyev


Готовимся к встрече
Для начала, советует Панкратьев, следует определиться с тем, кто в принципе может прийти в вашу фирму с проверкой. Этот будет вовсе не бесконечный список. В зависимости от сферы деятельности, там окажется всего 10-20 госорганизаций, которые могут к вам «заглянуть на огонек».
Важно решить, кто будет непосредственно заниматься проверяющими. Традиционно эту работу сваливают на юриста фирмы.
Но Панкратьев советует в серьезных случаях пользоваться услугами адвоката. Его статус выше, чем у юриста, его сложнее нейтрализовать, не допустить куда-либо.
Третий вариант – обратиться в особую организацию, которая специализируется на улаживании проблем между государством и бизнесменом. Такие фирмы сильно себя не афишируют, но найти их можно. Работают там обычно те люди, которые до этого сами служили в госорганах и потому хорошо знают логику и «повадки» проверяющих.
Следующий момент – нужно определить «болевые точки» вашей фирмы, советует Вячеслав Панкратьев. Обычно это специалист по IT, бухгалтер и охранник – почти наверняка через них проверяющие будут собирать информацию.
Готовясь к проверке, важно выстроить хорошие отношения с административным ресурсом (прежде всего – с местными органами власти). «Козырной картой» здесь будет являться тот факт, что ваша фирма занимается благотворительностью, финансирует какой-либо важный проект, и вообще, что у вас – социально-ориентированный бизнес. Панкратьев также советует вступить в местную ТПП.
Если предприниматель предчувствует суровые последствия предстоящей проверки, то можно использовать дробление бизнеса на мелкие части. Похожий вариант – его разделение на оперативный и владеющий бизнесы. В этом случае даже если по итогам проверки оперативный бизнес окажется закрыт, потери окажутся не слишком велики, и дело можно будет быстро восстановить.
Панкратьев советует готовиться к проверке, начиная с проходной. Лучше, чтобы фирма находилась в помещении с серьезным пропускным режимом. Желательно, чтобы имелась шлюзовая система дверей и дистанционная система их открытия.
В любом случае с охранником на проходной стоит заключить договоренность, обозначить форму взаимодействия. Ведь он может сразу пустить проверяющих, а может их чуть-чуть задержать, основательно проверить все документы, нажать особую «тревожную кнопку».
Что касается вопроса хранения информации, то Вячеслав Панкратьев советует держать ее в облачных хранилищах, а не на жестких дисках. В этом случае изъятие всех компьютеров фирмы не приведет к утрате данных.
Впрочем, «облака» имеют свои минусы: они более доступны для дистанционного проникновения. Тут нужно для себя выбрать, какие риски кажутся более серьезными.
Самые «опасные» документы Панкратьев вообще не советует держать на территории фирмы. Ячейки хранения и специальные съемные квартиры могут служить некоторой защитой от изъятия таких бумаг. Впрочем, Ходорковского это не спасло, добавил Панкратьев.
Если заранее установить в помещениях фирмы систему видеонаблюдения, это может несколько охладить пыл проверяющих, и они скорее воздержатся от незаконных действий.
На предварительные запросы от госорганов всегда лучше отвечать, не злить их понапрасну. Другое дело, что сообщать можно не сразу и не всю информацию.

pankratyev2

 


Принимаем гостей
Вячеслав Панкратьев советует предпринимателям и руководителям фирм в ожидании проверки ознакомиться с законами и нормами, чтобы понимать, что вообще происходит. Ведь есть большая разница между опросом и допросом (опрос осуществляется до возбуждения уголовного дела, допрос – только после), между обыском и выемкой (при обыске проверяющие не знают, что ищут, при выемке – знают точно), между осмотром и досмотром (при досмотре допускаются не только визуальные наблюдения, но и контрольные действия).
Когда проверяющие уже пришли, то первым делом стоит внимательно изучить их документы. Вячеслав Панкратьев отмечает, что контролирующие органы отнюдь не могут творить все, что им вздумается. Их действия строго регламентированы. Например, если в документе написано, что пришел проверяющий Иванов, то и по факту проверять должен именно Иванов, а не Сидоров.
С психологической точки зрения Панкратьев советует демонстрировать уверенность, спокойствие и вежливость.
Если изымаются какие-либо документы, то следует помнить, что название каждого документа должно присутствовать в протоколе изъятия. Если что-то изымут без протокола – потом могут и не вернуть.
Важно, чтобы проверяющие никогда не находились без присмотра. Однако если наблюдать за их действиями нужно, то препятствовать нельзя.
Впрочем, и помогать проверяющим вас тоже никто не заставляет. Если, скажем, какая-то дверь заставлена тяжелыми ящиками, вы не обязаны по первому слову проверяющего разбирать этот завал. Если им хочется проверить, что за дверью, пусть разбирают его сами.
Не стоит отказываться подписывать документы, составленные по итогам проверки. Это абсолютно бессмысленный жест. Если вы не согласны с написанным, можно так и написать под своей подписью «Я не согласен». Причем здесь даже не обязательно уточнять, с чем именно не согласен. Понятно, что подпись должна стоять на каждом листе.
В тех предписаниях, что составляют контролирующие органы, стоит обращать внимание не столько на выписанные штрафы, сколько на требования устранить недостатки. Штрафы могут оказаться копеечными, зато устранение недостатков выльется в огромную сумму.
Вообще, Вячеслав Панкратьев советует читать все документы, которые будут составлены проверяющими. Время на ознакомление с этими документами не регламентировано.
Если проверка приходит к вам в рамках оперативно-розыскной деятельности, то обычно она проводится в форме осмотра помещения. В этом случае полицейские не имеют права осматривать личные вещи, не могут ничего взламывать, не могут запрещать общаться, скажем, по мобильнику.
При таких проверках Панкратьев рекомендует прятать потенциально опасные документы в сейф. В случае чего всегда можно заявить, что ключ от этого хранилища у другого человека, а человека этого сейчас нет в городе.
Вячеслав Панкратьев рекомендует для подобных случаев приобрести очень тяжелый сейф, чтобы его сложно было изъять.


После бала
После официальной проверки следует определиться с тем, что делать дальше. Если по вашей фирме приняты неприятные решения, то их можно обжаловать. В вышестоящую инстанцию жаловаться малоэффективно. В прокуратуру – можно, но следует понимать, что там обратят внимание только на нарушения процессуальных норм, в суть дела они лезть не будут. Обращаться в суд – это долго и непредсказуемо с точки зрения результата.
С психологической точки зрения Вячеслав Панкратьев рекомендует уговаривать проверяющих «проявить снисхождение». Если вас привлекают к административной ответственности, то пусть привлекают как физическое лицо (в крайнем случае, как должностное).
Если к ответственности привлекут юридическое лицо, то штрафы будут значительно выше.
Здесь можно напирать на то, что слишком большой штраф ваша фирма просто не потянет и разорится, и тогда от вас перестанут идти налоги в бюджет, а работники окажутся на улице. Иногда эта аргументация работает, говорит Панкратьев.
Последний час онлайн-семинара бизнес-тренер посвятил ответам на вопросы. Он предупредил, что на некоторые из них он сходу не ответит. Участникам предлагалось написать ему на электронную почту, чтобы в ответ получить подробную информацию.
Один из интересных вопросов: «Что делать, если к вам пришли (перелезли через забор) люди в масках и костюмах с нашивками «ФСБ», не представились и начали «проверять»?»
Вячеслав Панкратьев отметил, что в Москве он уже давно с таким не сталкивался. Совет по сути он дал один – поднимать шум: звонить в ФСБ (уточнять – это от вас пришла проверка или нет), адвокатам, в прокуратуру.
Кроме того, Панкратьев порекомендовал ответить для себя на вопрос: «Кто эти люди?» Обычно на месте уже заранее понятно, из ФСБ они или не из ФСБ. Понятно, кто это пришел и зачем пришел.
Вопрос: «По электронной почте пришел запрос от Евразийской Экономической Комиссии, обязаны ли отвечать?»
Вячеслав Панкратьев объяснил, что электронная переписка у нас в стране юридического значения вроде бы не имеет. А вообще решение отвечать или не отвечать должно приниматься исходя из того, какие последствия для вашей организации могут произойти от ответа или игнорирования ЕЭК.
Вопрос: «Налоговики во время проверки требуют остановить рабочие процессы на большом складе, чем мешают функционированию фирмы. Что делать?»
Вячеслав Панкратьев не очень понял, для чего нужно останавливать процессы. Обычно налоговые органы работают с документами, а если и проверяют, то оборудование, основные средства. Если можно обеспечить доступ к оборудованию, не прерывая работы, то это нужно сделать.
Вообще, отметил бизнес-тренер, в последнее время налоговая начала немного «зверствовать», ее аналитический аппарат значительно усовершенствовался. Фирмам становится все сложнее уходить от налогов.
Закончив отвечать на вопросы, Вячеслав Панкратьев чуть подробнее остановился как раз на налоговых органах. Риск проверки от них повышается в следующих случаях.
Первый вариант: если вы – ключевой налогоплательщик в данном регионе. В этом случае к вам придут, даже если вы ничего не нарушили. Ведь бюджет региона нужно пополнять деньгами, а с кого брать, если не с вас. В этом варианте Панкратьев советует либо перерегистрировать свой бизнес там, где вы уже не будете ключевым клиентом, либо дробить его на более мелкие бизнесы.
Второй вариант: если вы что-то нарушили, то к вам придут. И если к вам пришли, то знайте: скорее всего вас уже «взяли на крючок», о вас уже примерно знают, сколько налогов вы недоплатили. В этом случае, возможно, лучше сразу покаяться и заплатить, иначе в ходе проверки могут найти нарушений на большую сумму, нежели предполагали изначально.
Третий «звоночек» для проверяющих – если у вас последовательно снижается налоговая нагрузка. В этом случае вас заподозрят, что вы скрываетесь от налогов, и к вам придут. Также не стоит платить налогов меньше, чем другие предприятия вашего класса – вас возьмут на заметку. Чревато проверкой и начисление зарплат ниже среднего уровня по региону. В этих вещах лучше не высовываться.
Еще один момент: налоговая не любит нематериальные вещи. Фирмы, которые делают деньги на обучении, рекламе, консалтинге и прочих вещах, в которых нет себестоимости, рискуют привлечь к себе внимание проверяющих.
В завершении семинара Вячеслав Панкратьев немного остановился на стратегических рисках: «Из опасных проверок – посмотрите те органы, которые могут приостановить деятельность вашей компании. Очень проблемным является привлечение к административной ответственности в виде приостановки деятельности предприятия на срок до 3 месяцев. Следите, чтобы этого у вас не было. Проверки, которые идут с точки зрения лицензии, тоже очень болезненная вещь. Потому что если у компании отзывают лицензию, то, по сути дела, компания прекращает существовать. Это стратегические риски. Здесь особое внимание обратите на те органы, которые вам выдали лицензию и пришли вас проверять».

Прочитано 1982 раз

Поиск по сайту