Самое читаемое в номере

Новый политический разлом

A A A

Прощай, соперничество левых и правых! Теперь борьба будет вестись между сторонниками открытости и поборниками закрытости.


С точки зрения политического театра, обычно между партийными съездами в Америке нет ничего общего. Активисты справа и слева собираются, чтобы определить своих кандидатов в президенты и заняться прославлением консерватизма (республиканцы) и прогрессизма (демократы).
Но в этом году всё было по-другому, и не только из-за того, что Хилари Клинтон стала первой женщиной-кандидатом на пост президента от одной из ведущих партий. Съезды высветили новую линию политического разлома: не между левыми и правыми, а между сторонниками открытости и поборниками закрытости.
Дональд Трамп, кандидат республиканцев, сформулировал кредо одной из сторон этого разлома со свойственной ему лаконичностью. «Американизм, а не глобализм –
вот наш символ веры», – провозгласил он. Его тирады против свободы торговли подхватило крыло Берни Зандерса в Демократической партии.

inosmi


И Америка не одинока. По всей Европе политики носятся с идеей, что наш мир – это ужасное, опасное место, и что мудрым нациям следует отгородиться от него стеной. Эти доводы привели к власти в Венгрии и Польше ультранационалистические правительства, которые предлагают трамповскую смесь ксенофобии и неуважения к нормам конституции.
Популистские, авторитарные партии правого и левого толка теперь набирают в Европе почти в два раза больше голосов, чем в 2000 г., и входят в правительства или правящие коалиции в девяти странах.
Более того, решение Британии покинуть Европейский Союз стало самым крупным успехом антиглобалистов: голосование в июне за то, чтобы покинуть самый успешный торговый блок в мире, прошло в атмосфере циничного обращения к островным инстинктам избирателей и раскололо пополам основные партии.
Новости, укрепляющие позиции антиглобалистов, приходят почти ежедневно. 26 июля двое мужчин, признавшихся в своей приверженности Исламскому государству (террористическая организация запрещенная в России), перерезали горло 85-летнему католическому священнику в церкви близ Руана. Это последнее в серии злодеяний террористов во Франции и Германии.
Эта угроза, усиливая чувство незащищённости, приводит к новым победам на выборах сторонников закрытости. Это самая большая опасность для свободного мира со времён коммунизма. Ничего не остаётся, как противодействовать ей.


Выше стены – ниже уровень жизни
Начнём с того, что вспомним, что поставлено на кон. Многосторонняя система институтов, правил и союзов во главе с Америкой способствовала мировому процветанию на протяжении семи десятилетий. Она сделала возможным восстановление послевоенной Европы, проводила в могилу закрытый мир советского коммунизма и, вовлекая Китай в мировую экономику, добилась самого значительного за всю историю сокращения бедности.
Мир строителей стен будет беднее и опаснее. Если Европа распадётся на мелкие кусочки, а Америка вновь впадёт в изоляционизм, пустоту заполнят не столь великодушные державы.
Откровение Трампа о том, что он может и не защитить прибалтийских союзников Америки в случае угрозы им со стороны России, совершенно безответственно. Америка обязалась рассматривать нападение на любого члена НАТО как нападение на весь альянс.
Если Трамп беспечно откажется соблюдать этот договор, то кто потом поверит Америке? Даже не будучи избранным, он уже вдохновил смутьянов по всему миру. Владимир Путин – это маленькое чудо – поддерживает его. Но даже в этом случае призыв Трампа к России взломать электронную почту демократов возмутителен.
Строители стен уже нанесли большой ущерб. Британия благодаря перспективе выхода из Европейского Союза идёт к кризису.
Европейский Союз угрожает распадом: он рухнет, если в следующем году Франция изберёт своим президентом националистку Марин Лё Пен и выйдет из него вслед за Британией. Трамп уничтожил доверие к международным учреждениям подобно тому, как его казино освобождают от наличных карманы игроков.
Перспектива получить во главе крупнейшего народного хозяйства планеты президента, угрожающего заблокировать новые соглашения о свободной торговле, разрушить уже действующие и растоптать Всемирную торговую организацию, даже если эти обещания останутся нереализованными, вряд ли позволит сохранить хладнокровие в преддверии 2017 г. любой фирме, ведущей внешнеторговые операции.


В защиту открытости
Чтобы противодействовать  строителям стен, нужны более смелая риторика, более решительная политика и более умная тактика.
Начнём с риторики. Защитникам открытого мирового порядка нужно быть более прямолинейными. Они должны напоминать избирателям, почему Америка заинтересована в НАТО, а Европа – в ЕС, как свобода торговли и открытость иностранцам обогащают общества, и почему повышение эффективности борьбы с террором требует международного взаимодействия.
Слишком многие друзья глобализации занимают оборонительные позиции, что-то бормоча про «ответственный национализм». Лишь кучка политиков – Джастин Трюдо в Канаде, Эмманюэль Макрон во Франции – достаточно смелы, чтобы выступать открыто. Все, кто убеждены в справедливости такой борьбы, должны включиться в неё.
Они также должны осознавать, в чём заключаются реальные проблемы глобализации. Свободная торговля порождает много проигравших, а большой наплыв иммигрантов может разрушить общины.
Но лучший способ решения этих проблем – не возведение новых барьеров. Нужна решительная смелая политика, которая, позволив сохранить достижения открытости, в то же время смягчит действие её побочных эффектов. Пусть товары и инвестиции перемещаются свободно из страны в страну, но давайте укрепим социальные страховочные сети, чтобы поддержать и предоставить новые возможности тем, кто потерял работу.
Чтобы лучше управлять иммиграционными потоками, надо вкладывать средства в социальную инфраструктуру, гарантировать, что иммигранты получат работу, и разработать правила, позволяющие ограничивать иммиграцию в случае её резких всплесков (подобно тому, как правила мировой торговли позволяют странам ограничивать импорт товаров в случае его резкого роста). Только не надо ставить знак равенства между управлением глобализацией и борьбой с ней.
Важнейший вопрос тактики для сторонников открытости по обе стороны традиционного разлома между левыми и правыми – это как победить. Здесь подходы будут разными в зависимости от страны.
В Нидерландах и Швеции центристские партии достигли соглашения друг с другом, чтобы держать подальше от власти националистов. Такой же альянс позволил нанести поражение Жан-Мари Лё Пену от Национального фронта во втором туре президентских выборов во Франции в 2002 г. В 2017 г. он может потребоваться вновь, чтобы разбить его дочь. Британия, похоже, нуждается в новой центристской партии.
В Америке, где на кон поставлено больше всего, ответ должен быть найден в рамках существующей партийной системы. Республиканцам, всерьёз готовым сопротивляться антиглобалистам, следует поддержать Клинтон.
Клинтон теперь, после того, как она была официально выдвинута кандидатом в президенты, надо отказаться от двусмысленности и ясно заявить о своей приверженности открытости. То, что она взяла себе в напарники Тима Кэйна, говорящего по-испански глобалиста,  это добрый знак.
Опросы общественного мнения свидетельствуют, что Клинтон и Трамп идут ноздря в ноздрю. И это вызывает тревогу. Будущее либерального мира зависит от того, добьётся ли Клинтон успеха.
The Economist, 30 июля 2016 г.

Прочитано 1391 раз

Поиск по сайту