Самое читаемое в номере

Из Facebook на улицы

A A A

Новое массовое движение оказалось эффективнее официальной оппозиции.


Во главе многотысячной демонстрации, прошедшей 4 июня по Варшаве, шла яркая фигура Матеуша Киёвского. Своими красной джинсовой курткой, причёской «конский хвост» и серьгами в ушах вождь нового польского массового движения контрастировал со строгими костюмами двух бывших президентов, шедших рядом с ним.
С декабря, когда он основал Комитет защиты демократии (КОД), тот превратил ранее никому не известного 47-летнего компьютерщика в одну из самых влиятельных фигур польской политики. КОД оказался теперь в авангарде сопротивления правящей в Польше партии Закон и Справедливость (ПиС), заполнив пустоту, возникшую из-за слабости и раздроблённости политической оппозиции.
КОД выводит на общенациональные демонстрации огромное число поляков (точные цифры сейчас яростно оспариваются участниками политического процесса). КОД привлёк международное внимание, наращивая давление на правительство и вынуждая сторонников ПиС поносить Киёвского. Он стал каналом для выхода общественного недовольства подрывом власти закона.
Взяв власть в свои руки в прошлом году, ПиС попыталась преобразовать конституционный суд Польши, установить прямой контроль над государственными телеканалами и службами безопасности и организовать чистку руководства государственных компаний.
Европейский Союз изучает, не нарушают ли эти шаги его правовые нормы. «Мы хотим правительство, которое уважало бы закон, – говорит Киёвский. – Мы не боремся с результатами выборов, мы боремся с правительством, нарушающим конституцию».
КОД зародился, когда Киёвский распространил в Facebook статью Кшыштофа Лозиньского, журналиста, призвавшего создать новое политическое движение для борьбы с правительством. Колоссальный отклик, который получила эта статья, подтолкнул его к созданию группы. Тогда он и представить себе не мог, что она превратится в массовое движение.
«Когда мы начинали, я думал, что мы сможем объединить 50-100 человек», – говорит он. Теперь у КОД около 230 000 сторонников в Facebook, и их число растёт.
Исследование, проведённое социологической службой TNS, показало, что 1,5 млн поляков (около 5% населения) принимало участие в мероприятиях КОД, а 40% поддерживает его деятельность.
Успех КОД превратил Киёвского в мишень для критики. Когда выяснилось, что он задерживает выплату алиментов своей первой жене, критики заявили, что он не обладает необходимым моральным авторитетом.
Некоторые сторонники правительства утверждают, что КОД должно быть получает помощь и финансирование из каких-то зарубежных источников, раз его популярность так быстро растёт. (Правда, они не приводят никаких доказательств.)
Критика раздаётся и с другой стороны. В этом году одна из высокопоставленных членов КОД ушла в отставку, сказав, что Киёвский склонен к единоличному принятию решений, что противоречит заявленным им целям, а с ней он обращался, «как с рабыней».
Киёвский признаёт, что нападки осложняют ему жизнь. До сих пор он старался не допустить превращения КОД просто в инструмент для выпускания пара. Многие поляки доведены до бешенства действиями правительства.
Киёвский ведёт хитрую политическую игру. Он пытается объединить вокруг КОД рыхлую коалицию оппозиционных политических партий. Отказавшись от планов превращения КОД в политическую партию, он снял с себя подозрения в стремлении к власти.
Его цели, говорит Киёвский, выходят далеко за рамки спора с правительством: «Наша работа заключается в формировании и поддержке гражданского общества, а такая работа никогда не заканчивается».
The Economist, 11 июня 2016 года

Прочитано 968 раз

Поиск по сайту