Самое читаемое в номере

Объединяющаяся нация

A A A

Британцы различного этнического и религиозного происхождения сближаются друг с другом или всё больше отдаляются друг от друга?


Проведение испытаний для будущих граждан началось в 2002 г., когда выяснилось, что практиковавшийся тогдашним лейбористским правительством либеральный подход к иммиграции и этнокультурному разнообразию необязательно приводит к интеграции приезжающих и к социальной сплочённости.
Испытания и церемонии были призваны привить претендентам на гражданство общие ценности. Но вскоре стала вновь раздаваться всё более громкая критика по поводу благодушного отношения политиков к проблемам, вызываемым растущим разнообразием британского общества.

britain

Один из наиболее ярких критиков – Тревор Филлипс, бывший глава Комиссии по равенству и правам человека, следящей за претворением в жизнь законов против дискриминации. Его взгляды имеют особый вес в обществе, поскольку сам он чёрный. В своём последнем наиболее вызывающем памфлете «Раса и вера: оглушительное молчание» он предупреждает, что Британия «приближается к катастрофе», поскольку её политики не в силах взглянуть в лицо угрозам, порождаемым мультикультурным обществом.
Главная претензия Филлипса связана с тем, что Британия во имя мультикультурализма позволила некоторым меньшинствам настолько отдалиться от большинства, что их ценности и устремления стали противоречить либеральным идеалам нации.
Это нежелание иметь дело с «тёмной стороной общественного многообразия», утверждает он, заставило власти «не противодействовать опасным проявлениям из страха оказаться лицом к лицу с их этнической или культурной составляющей». Он приводит в пример недавние случаи домогательств, которым подверглись белые девушки, со стороны мужчин в основном пакистанского происхождения в Ротерэме. Полиция закрывала на это глаза.
И в самом деле, несмотря на избрание Садика Хана новым мэром Лондона, именно мусульмане, утверждает Филлипс, похоже, сильнее всего отклонились от стандартов поведения. Опрос, проведённый для телевизионного документального фильма, показал, что, хотя 86% мусульман ощущают крепкую привязанность к Британии, 32% из них не станут осуждать людей, применяющих насилие к тем, кто насмехается над пророком, и только 52% полагают, что гомосексуальные отношения не должны преследоваться по закону.
Естественно, что Филлипс хочет, чтобы Британия отказалась от органической интеграции в пользу более решительного подхода.
Для того чтобы понять, стоит ли воспринимать всерьёз призывы Филлипса, надо разобраться, насколько на самом деле сейчас едино британское общество. Статистические данные противоречивы. С одной стороны, с 2001 по 2011 год число граждан, говорящих о своем смешанном происхождении удвоилось, достигнув 1,2 млн.
Этнические меньшинства постепенно покидают гетто, причём наиболее быстро этот процесс идёт у чёрных африканцев, ранее наиболее склонных к такому типу расселения.
Меньшинства часто направляются в такие «сверхразнообразные» районы, как Ньюэм, где белые британцы, бывшие некогда крупнейшей этнической группой, ныне составляют всего 17% населения. Меньшинства стремятся переехать в белые районы, вот только белые избегают селиться в районах с преобладанием меньшинств, что ведёт к росту числа общин, где меньшинства живут изолированно от белых.
Смешанные браки – хороший показатель интеграции – всё ещё редки, хотя их число медленно растёт. Чаще заключают смешанные браки чёрные выходцы с Карибских островов. Возможно, это связано с тем, что они переселились в Британию довольно давно.
Смешанные браки сильнее всего меняют этническую принадлежность. Можно отметить две проблемы, возникающие в этой связи. С одной стороны, белые уезжают в пригороды. С другой, в таких бывших промышленных городках Севера, как Брэдфорд, Оулдэм и Бёрнли, складываются не поддающиеся интеграции, изолированные группы преимущественно пакистанского происхождения. Здесь бедность и экономический упадок приводят к настоящей сегрегации потерянных, обиженных на жизнь белых представителей рабочего класса, с одной стороны, и мусульманского меньшинства, с другой.
Однако сэр Робин Уэйлз, мэр Ньюэма, остаётся оптимистом. Он сторонник «лёгкого подталкивания» к интеграции, а не решительных действий. Ратуша организует сотни мероприятий, способствующих перемешиванию жителей этого района. Любой желающий может бесплатно изучать английский.
Ратуша не финансирует моноэтнические и моноконфессиональные мероприятия, чтобы не способствовать развитию тенденций к обособлению. Он утверждает, что даже белые британцы стали возвращаться в этот район. Возможно, это связано с относительно дешёвым жильём. Но одновременно это и сигнал таким, как Филлипс, что не надо уж совсем отчаиваться.
The Economist, 21 мая 2016 г.

Прочитано 984 раз

Поиск по сайту