Самое читаемое в номере

Крымская пыль

A A A

Пензенский архитектор Сергей Герасимов не так давно вернулся из Крыма. За последний год на полуострове произошли определенные изменения, но одновременно с этим стали вырисовываться и серьезные проблемы. Сергей Герасимов рассказал для читателей «Улицы Московской» о том, как строится российский Крым и что мешает этому процессу.

Сергей Герасимов вернулся из Крыма в конце мая с обновленными впечатлениями. Например, еще год назад было понятно, что в Крыму должны происходить масштабные инфраструктурные изменения – строительство дорог, коммуникаций, туристических объектов и спортивных сооружений. Предполагалось, что на таком большом полуострове собственные стройматериалы для этих проектов уж точно имеются. Но оказалось, что это не так.
crimea

Сергей Герасимов: «Основных строительных материалов с точки зрения полезных ископаемых в Крыму нет. Там нет песка, а который есть плохого качества. Он глинистый, илистый и пыльный, его нельзя использовать для железобетонных изделий. В Крыму нет глины, из которой можно делать кирпич. Там нет щебня. Горы есть, а твердых горных пород нет. Самая твердая из таких пород – известняк и ракушечник».
Местный щебень не может быть эффективно использован даже при строительстве дорог. В Крыму очень хорошая база для дорожного полотна: твердое основание из известняка прекрасно держит дорогу, а глины, из-за которой асфальт пучится и проседает, там нет. Тем не менее из-за отсутствия хорошего щебня это преимущество не удается реализовать – дороги в Крыму плохие.
Известь, которой в Крыму полно, – это важная составляющая для производства цемента. Однако же крупных цементных заводов на полуострове нет.
crimea2Возить строительные материалы из других регионов – это в принципе дорогое удовольствие. А учитывая нынешние российско-украинские отношения, транспортировка песка и щебня становится еще более проблематичной и дорогостоящей.
Сергей Герасимов: «Я для себя сделал вывод: целесообразно построить там цементный высокопроизводительный завод. Хотя его жалко туда ставить, ведь есть еще и вопрос крымской экологии. Но завод надо ставить вглубь полуострова, и все ориентировать на бетоны. Сейчас имеются изыскания, в том числе и нашего инженерно-строительного института, – изготовление бетонов из цемента и известняковой крошки. И это будет бетон очень высокого качества. Можно было бы использовать крымский crimea3известняковый мусор для строительства тех же дорог».
Отсутствие на полуострове столь необходимых ему строительных материалов – не единственная проблема. Сергей Герасимов в Крыму помогал готовить региональные нормативы градостроительного проектирования, и около двух недель ему пришлось провести в здании министерства строительства.
Снаружи это строение выглядит очень даже симпатично. Но внутри Сергей Герасимов обнаружил атмосферу глубоких девяностых годов. Причем это были не девяностые магазинов и офисов, а девяностые школ и библиотек.
crimea4«Представьте себе библиотеку, в которой не моют полы», – рассказывает Сергей Герасимов о своих впечатлениях от здания министерства строительства. Пыль лежит везде, толстыми слоями. От запаха старых бумаг и пыли все кашляют.
Мой коллега, приехавший ранее, сказал, что последний раз полы в министерстве мыли месяц назад, деньги на это собирали с сотрудников министерства.
Коридоры, вполне просторные, завалены старой мебелью в 2-3 яруса. В узком проходе, оставшемся между нагромождениями мебели, проблематично разойтись даже двум людям. Старые столы и шкафы никто не догадывается выкинуть.
Сергей Герасимов полагает, что работники министерства просто не замечают всего этого бардака. Люди к нему привыкли.
Впрочем, есть надежда на скорое изменение этих затхлых порядков. Недавно приступил к работе новый главный архитектор Крыма. Ранее он работал в Управлении архитектуры Краснодара и там прославился как человек, способный на поступок. На прошлом месте работы он снес около 360 самовольных объектов.
Сергей Герасимов полагает, что этот деятельный человек в скором времени наломает дров и в Крыму. В хорошем смысле «наломает дров» или в плохом – покажет время.
Что касается самовольного строительства и самозахвата земель, то эта история в Крыму длится уже многие годы. Русское и русскоязычное население полуострова долгое время наблюдало, как крымские татары осваивают все новые и новые площади. Глядя на это, участки начали захватывать и русские по принципу: «Почему им можно, а нам нет?»
Вскоре эти зоны самозахвата уперлись друг в друга, начались конфликты. Русскоговорящее население наняло казаков, чтобы те охраняли новообразовавшиеся границы с «татарскими землями».
Новая российская власть скорее всего узаконит существующее положение, захваченные земли не станут отбирать назад, полагает Сергей Герасимов.
Еще одно место, где закону придется приспосабливаться под существующее положение дел, – это строительство Керченского перехода, напрямую связывающего Краснодарский край с Крымом. Государство строит стратегический и жизненно необходимый объект, и на срок строительства Градо-строительному, Земельному и Экологическому Кодексам придется «отдохнуть».
Такой «военный коммунизм» Сергей Герасимов считает вполне оправданным при строительстве стратегического объекта. При этом архитектор добавляет, что «отдохнуть» придется еще и муниципальным нормам (вроде правил землепользования и застройки). Однако сам проект Керченского перехода Сергей Герасимов считает вполне профессионально подготовленным.
Еще один важный момент: при возведении моста ответственность за вынос коммуникаций с мест будущей стройки лежит на собственниках этих коммуникаций. Это поставит собственников в жесткие рамки, зато серьезно облегчит жизнь строителям перехода.
Строительство сухопутного моста в Крым действительно необходимо. Осуществлять железнодорожное сообщение через территорию Украины в нынешних обстоятельствах не представляется возможным: поезда в Крым почти не ходят, паромы едва справляются с нагрузкой, а строительные материалы самолетами и баржами возить долго и дорого.
Другое дело, что одного лишь строительства Керченского перехода недостаточно, придется разворачивать в другую сторону всю крымскую логистику.
В связи с происходящими на полуострове процессами, Сергей Герасимов констатирует: о бюджетном, то есть недорогом, отдыхе в Крыму на ближайшие годы можно забыть. Цены там сейчас даже выше, чем в среднем по России.
При всем при этом сами жители Крыма по-прежнему считают правильным свой выбор – войти в состав России. По наблюдениям Сергея Герасимова, георгиевских ленточек в мае на полуострове было даже больше, чем на материке.
Разочарования у людей нет, но присутствует очень стойкий пессимизм. В Крыму настолько укоренилась махровая бюрократия, что жители полуострова даже не верят, что эта ситуация когда-либо изменится.
Рассказы о волоките и неэффективности в органах власти Сергей Герасимов слышал от многих людей в Крыму. Пыльные кабинеты министерства строительства доказывают – бюрократия хоть и не самый явный, но один из самых серьезных врагов возрождения Крыма.

Прочитано 2490 раз

Поиск по сайту