У русских собственная гордость

A A A

myasnikov aДоктор философских наук, профессор ПГУ Андрей Мясников рассказывает о предварительных результатах своего нового исследования.

В сентябре этого года я начал проводить пилотное (разведывательное) социологическое исследование среди жителей города Пензы и области, связанное с изучением традиционных ценностей и стереотипов сознания. В нём уже приняло участие около 200 человек трёх разных поколений: от 18 до 23$ от 40 до 50 и от 60 до 80 лет.

myasnikov
Один из вопросов анкеты звучал так: «Хорошо ли быть гордым человеком?» Предварительные результаты исследования меня очень удивили.
1. Около 40% опрошенных разных возрастов считают, что гордость – это грех и порок.
2. Около 40% считают гордость бесполезным и даже вредным человеческим качеством, мешающим добиваться своих целей.
3. Около 20% считают гордость положительным моральным качеством, благодаря которому человек защищает своё достоинство.
Так что же наши современники понимают под гордостью?
Из анализа ответов следует, что первая группа смешивает гордость с гордыней и, следуя своим нравственно-религиозным убеждениям, считает её грехом, отступлением от божественных заповедей.
Такое смешение можно объяснить тем, что даже патриарх Кирилл нередко допускает такие смешения, а кроме того, современные подвластные СМИ тоже не очень заботятся о различении гордости и гордыни: ведь лучше, спокойнее, когда гордых и независимых поменьше.
Вторая группа ответов, говорящих о бесполезности этого качества, показывает преобладание прагматических жизненных установок, которые уверенно распространяются в нашем обществе.
Неслучайно, президент и его министры постоянно убеждают своих телезрителей в необходимости быть успешными и конкурентоспособными. Прагматическая нацеленность на пользу, на успех и материальное благополучие всегда были важными мотивами человеческого поведения.
Но почему гордость мешает этим целям? Пожалуй, потому, что она мешает современному человеку быть гибким, послушным, командным существом. Она противопоставляет человека остальным членам общества и вредит – и ему и другим.
Ведь гордость предполагает принципиальность и наличие собственного достоинства, но эти качества могут быть помехой в «командной игре» без чётких правил и ясного результата.
Да, и вообще, в эпоху дикого капитализма быть гордым – это очень дорогое удовольствие. Такова жизнь – говорят и студенты, и пенсионеры.
Третья группа ответов, прямо скажем, меня порадовала. Несмотря на то, что традиционалистов и прагматиков явное большинство, всё же остаётся 20% неуступчивых людей, которые дорожат своим достоинством и своими убеждениями.
Может быть, больше и не нужно таких независимых гордецов?
Но когда подумаешь о том, что только для 20% важно не терять своё личное достоинство и оставаться честными перед самими собой, то становится как-то печально. Сразу приходят на ум мысли о неискоренимости холопства, массового воровства и вранья, повсеместной коррупции, которые оказываются незазорными и морально допустимыми средствами выживания для многих.
Что же получается в итоге?
Ответы показывают, что гордость – это понятие растяжимое, куда захочешь – туда и вытянешь.
Наверное, многим так бы и хотелось, но великий русский язык, и не только он, дают чёткое определение гордости, и от этого определённого, устойчивого смысла никуда не денешься, не увильнёшь.
Этот смысл закреплён в понятии и имеет общечеловеческое значение: «Гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения; положительное чувство удовлетворённости собой».
Конечно, мы можем наперекор всем и вся твердить о своей русской, не такой, как у других, гордости или о своём личном, субъективном её понимании. Но если это будет явно противоречить устойчивому и положительному смыслу гордости, то мы просто выйдем из общечеловеческого пространства разумных смыслов и ценностей, и нас перестанут понимать другие люди, и не захотят с нами общаться.
А если мы будем упорствовать в своём противостоянии всем, то это будет ни чем иным, как «гордыней», т. е. той чрезмерной и необоснованной гордостью, которую осуждают почти все люди.
Моя задача как философа – бдительно хранить общечеловеческие смыслы и не давать их «растягивать» до неузнаваемости.
Поэтому важно не допустить произвольных злоупотреблений при расширительном и конъюнктурном толковании ключевых морально-практических понятий: ведь от их смыслов зависят мотивы человеческих поступков и сами жизненные решения, и в конечном счёте, будет ли нам всем хорошо или нет.
Андрей Мясников,
доктор философских наук, профессор ПГУ

Прочитано 3199 раз

Поиск по сайту