×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 428

Национальное примирение: две попытки Испании

A A A

primerenie a«Улица Московская» продолжает тему «холодной гражданской войны» в России. На этот раз мы затронем тему национального примирения как условия прекращения скрытого противостояния внутри общества. Примером такого примирения станет Испания, которая успела за последнее столетие перенести и гражданскую войну, и падение режима Франко.

«Эти руки будут твердыми»
Вообще, национальное примирение в Испании – тема достаточно популярная и неплохо изученная. Что интересно, именно испанскую модель преодоления противоречий в обществе предлагали использовать на Украине (особенно активно эта идея продвигалась во времена правления Виктора Ющенко).
Предполагалось, что ветераны советской армии и УПА смогут примириться так же, как сторонники Франко и республиканцы. Поэтому неудивительно, что значительная часть аналитических и публицистических материалов об уроках  национального примирения в Испании написана именно украинцами.
Итак, в начале 30-х годов ХХ в. монархия в Испании пала, а сторонники республики, соответственно, одержали победу. Однако воспользоваться ее плодами в полной мере они не сумели. Новое правительство столкнулось с целой серией политических кризисов, но при этом продолжало проводить непопулярные реформы. Вот что пишет об этом периоде профессор Юрий Шаповал (газета «День», Украина, www.day.kiev.ua):
«В феврале 1936 года на выборах победили партии Народного фронта. Это раскололо испанское общество. Недовольны были те, кто не воспринимал идеалы и действия республиканцев. Прежде всего – военные. Армейская верхушка поднимает восстание во всех крупных городах. Летом 1936-го этот бунт перерастает в кровавую Гражданскую войну.
primerenieТогда Франко сказал своим соратникам: «Вы отдаете Испанию в мои руки. И эти руки будут твердыми. Я верну Испанию на то место, которое предопределено для нее историей». В результате трехлетней гражданской войны победу получили националисты, то есть франкисты».
Католицизм, традиционализм и семейные ценности – вот 3 кита, на которых Франко строил новую Испанию. Венчала режим неординарная фигура самого каудильо.
Первая попытка
Примечательно,   что первую попытку национального примирения предпринял не кто иной, как Франко. Наиболее ярким и узнаваемым символом данной попытки является 150-метровый крест неподалеку от Мадрида в местности, названной Долиной Павших. Сооружение мемориала началось еще в 1940 г., а открылся он в 1959 г.
В Долине Павших похоронены как сторонники Франко, павшие в боях гражданской войны, так и его противники, защищавшие республику. Почти 34000 жертв войны, которые сражались и умирали по разные стороны баррикад.
Казалось бы, этот мемориал является однозначным символом примирения: война закончилась, и ее мертвецы теперь лежат рядом, независимо от того, каких взглядов они придерживались при жизни. Нужно идти дальше, смотреть вперед и работать вместе на благо единой Испании.
Но не все так просто с Долиной Павших. На самом деле противники франкизма всегда воспринимали этот мемориал не как символ примирения, а как символ торжества Франко. Площадь перед мемориалом в течение многих лет (до 2007 г.) служила местом торжественных массовых мероприятий франкистов.
Сам каудильо похоронен в базилике, рядом со своим соратником, лидером «Испанской фаланги» Хосе Антонио Примо де Ривера. Их могилы располагаются у главного алтаря, в центре всеобщего внимания.
В связи с этим становится понятно, почему многие считают мемориал местом возвеличивания Франко, а не символом примирения. Кстати говоря, базилика в Долине Павших создавалась трудами пленных республиканцев, что привносит в эту затею еще больше двусмысленности.
Постройка мемориала была хорошим символическим жестом, но после его сооружения ничего существенного в плане реального смягчения режима Франко в Испании не произошло. Это такой вариант разрешения общественных противоречий, при котором противникам каудильо предлагалось либо примириться с его режимом, либо страдать.
Вторая попытка
После смерти Франко его режим был разрушен. В том, что это произошло относительно мирно и бескровно, есть заслуга и наследника каудильо – короля Хуана Карлоса, который недавно отрекся от престола. Но, безусловно, не он был главной действующей силой демократизации Испании.
По сути, сторонники франкизма и оппозиционеры сумели договориться друг с другом: первые идеологически «капитулировали» на почетных условиях,  вторые получили возможность реально войти во власть.
Впрочем, далеко не все в этом процессе проходило гладко. В 1981 г. Испания столкнулась с опасностью реставрации режима: мятежники-радикалы сумели захватить на сутки здание парламента с депутатами внутри.
Тем не менее, страна получила конституцию, а элиты франкистского режима оказались защищены от преследования законом об амнистии, изданным через 2 года после смерти Франко.
Испанское общество отказалось от поиска правых и виноватых и решило, что просто не будет смотреть в прошлое. Решено было испытать еще один рецепт национального примирения – забвение. Испанцы перевернули страницу истории и стали смотреть вперед. О прошлом они не хотели даже дискуссировать.
Вот цитата из статьи «Закон о национальной памяти в Испании» (ресурс www.analitik.org.ua):
«Что же касается перехода Испании к демократии в середине 1970-х, то действительно можно говорить о национальном примирении, но лишь как о примирении в форме забвения (как оказалось – временного) тяжелых страниц прошлого.
Согласие обеих сторон не копаться в прошлом выполняло две функции. Во-первых, оно создавало впечатление, что переход к демократии произошел без победителей и побежденных и обе стороны строят ее с чистого листа. Во-вторых, забвение служило гарантией невмешательства армии, наиболее консервативного и профранкистского института, в политическую жизнь. Опасность военного путча была в первые годы демократии реальной.
Однако с увеличением в офицерском корпусе доли тех, кто сформировался как личность за годы демократии, эта опасность неуклонно уменьшалась. А с уменьшением этой опасности возрастал общественный интерес к прошлому.
Появление организаций, ведущих поиски мест захоронения жертв франкизма, датировано лишь началом нынешнего десятилетия. Тогда же в парламенте были попытки провести резолюции, осуждающие франкизм. Они не прошли, поскольку большинством там до 2004-го обладала Народная партия, однако в ряде мест памятники Франко и его сподвижникам демонтировались, а улицы, названные в их честь, переименовывались по решению местных органов власти.
В итоге уже в конце 2005-го в стране оставалось лишь 2 памятника диктатору. При этом Народная партия очень пассивно сопротивлялась этому процессу. Она не говорила о заслугах Франко, а лишь подчеркивала, что Испания уже преодолела прошлое, а потому нет смысла к этому возвращаться».
Третья попытка?
Иными словами, забвение как рецепт национального примирения сработало лишь на некоторое время. С годами образ Франко перестал пугать людей, настроения в политической элите и армии поменялись, и новые победители решили, что пора свести счеты с франкистами.
В Испании быстро набрала силу Ассоциация за восстановление исторической памяти, которая стала организовывать раскопки мест расстрелов жертв франкизма и устанавливать их имена. Активисты все настойчивее требуют расследования репрессий прошлого, а судейский корпус вяло, но упорно сопротивляется расследованию преступлений эпохи Франко.
Уже упоминавшийся «Закон об исторической памяти» от 2007 г. также оказался весьма противоречивым. С одной стороны, он способствует национальному примирению, так как объявляет все приговоры франкистского режима, продиктованные политическими, идеологическими и мировоззренческими мотивами, нелегитимными. Таким образом, появляется твердая законодательная база реабилитация жертв эпохи Франко.
С другой стороны, этот же закон предписывает убрать с общественных зданий все франкистские символы и другие объекты, прославляющие военный мятеж 1936 г.  Можно видеть, как забвение сменяется реваншистскими настроениями.
Несмотря на то, что свидетелей и участников гражданской войны осталось совсем немного, многие испанцы не желают «переворачивать страницу истории». Они смотрят в прошлое и ищут справедливости, справедливого правосудия для франкистов.
Одновременно с этим, как отмечает Мигель Васкес, доктор Севильского университета (статья «Испания после Франко», источник «Русский журнал»), идет очень активная мифологизация периода перехода к демократии. Появляется определенный налет романтики, как в фильмах про шпионов. В общем, после недолгого затишья люди снова делят участников гражданской войны на «хороших» и «плохих». И вряд ли это способствует примирению, ведь с «плохими» мало кто захочет примиряться.
Сегодня Испания – одно из «слабых звеньев» экономического пространства ЕС. На 2014 г. намечен референдум по отделению Каталонии, и это при том, что парламент Испании уже успел объявить данный референдум незаконным.
На столь неблагополучном фоне обостряются все общественные противоречия, даже самые застарелые. Возможно, Испании скоро потребуется третья попытка национального примирения.

Прочитано 4367 раз

Поиск по сайту