Самое читаемое в номере

Не стало «Пензенского Левитана»

A A A

oya a16 июня умер Виктор Оя, диктор областного телевидения и радио. Без преувеличения, его голос для пензенцев был в 70-90-х голосом эпохи.

Виктор Оя остался в памяти большим человеком. И внешне, и душой. Он поражал сразу, не заметить его было нельзя, даже когда он еще не начинал говорить. Внешние данные, манера поведения, умение держать себя и при этом олимпийское спокойствие, ровный, невозмутимый, какой-то непоколебимый характер. Отменное чувство юмора. Стоит ли говорить, что Виктор Оя был любимцем женщин.
Родился 28 ноября 1948 г. в Пензе, еще в 17 лет опубликовал первую заметку в «Молодом ленинце», закончил 4-ю школу и филфак пединститута. Сын крупного пензенского художника Алфреда Оя, «русского эстонца», и преподавательницы фортепиано в музучилище, Виктор Альфредович любил рассказывать о своей необычной фамилии: что-де были даже о ее написании научные споры, и якобы по эстонской орфографии правильнее писать «Ойа». А журналистская молодежь на радио в начале 2000-х называла его просто «Дядя Витя Ой».
Альфредыч не обижался, высокомерия за годы славы в нем так и не выработалось. В свои 50 он наравне с молодыми вел новости, делал авторские программы, ездил по репортажам. Учил новичков, как расставлять акценты во фразе и предложении: как говорить так, чтобы тебя слушали.
* * *
oya«Оя был для Пензенской области, как Левитан для Советского Союза». Эта фраза одной из коллег Виктора Альфредовича – если и преувеличение, то небольшое. Именно из его уст сотни тысяч пензенцев узнавали в 70-90-е о том, что происходит «в городе и в мире». Они, в паре с Еленой Ивановой, были главными лицами и голосами регионального телевидения и радио.
А если уж проводить параллель между голосами Юрия Левитана и Виктора Оя, то у «нашего Левитана» найдутся даже преимущества. Тембр у Виктора Альфредовича был не такой академический, мягче и как-то бархатистее. Своим голосом он словно бы обволакивал, успокаивал и расслаблял.
Этому голосу было подвластно все. От новостей до стихов и анекдотов. Слушаешь – и даже забывается, о чем он говорит, остается только музыка голоса. Шутили, что «в устах Виктора Оя прогноз погоды звучит, как поэма».
Это действительно был голос, которому веришь безоговорочно. Который хочется слушать снова и снова.
Мало кто вспомнит, но были в биографии Виктора Оя такие страницы, как служба в ПВО, в Армавире. Четыре года в 70-е он был директором русского народного хора профсоюзов, которым руководил тогда Октябрь Гришин. Вместе с хором объехал всю область, многие города Союза, дважды побывал в Венгрии.
На телевидение он впервые пришел сразу после института, но не раз уходил, 11 лет отработал в Пензенском центре стандартизации и метрологии. Свой последний эфир на радио Виктор Оя провел 10 лет назад, в августе 2003 г. Голос у него сохранялся до последнего. Но дальше работать не позволила болезнь.
* * *
Он очень любил природу. Я до сих пор помню, как Виктор Альфредович учил меня, мальчишку, различать грибы, где-то в лесах под Кондолем. Последняя его авторская программа, которую он делал на областном радио в начале 2000-х, – «Охота пуще неволи», лирические зарисовки о людях и братьях наших меньших, о пензенской природе и тех, кто живет с ней бок о бок.
В последние годы Виктор Оя тяжело болел, принимать какое-либо участие в публичной жизни уже не мог. Многие о нем подзабыли. И об уходе его узнали немногие: ни по радио, ни по телевидению не прозвучало ни слова.
Я думаю, Виктор Альфредович ни на кого не обиделся бы. Потрясающе талантливый, но скромный был человек.

Прочитано 4690 раз

Поиск по сайту