Поход на Нугуш

A A A

ural aНа майские праздники группа из десяти пензенских туристов под руководством Владимира Медведева совершила сплав второй категории сложности по речке Нугуш на Южном Урале, посвящённый 70-летию Победы. Рассказывают Владимир Медведев и Дмитрий Жиркин.

Что такое Нугуш?
Нугуш – правый приток реки Белой. В переводе с башкирского, это название означает «чистая вода». Эта река считается самой быстрой на Южном Урале. А заодно и самой чистой, так как протекает по заповедным местам.
Пензяки ещё не ходили по этой речке: наша группа прошла её первой.
Прохождение маршрута протяжённостью в 198 км мы смогли преодолеть как раз за то время, которое давали нам майские каникулы.
До места назначения наша компания ехала на машине. Из Пензы мы выехали 30 апреля, добирались около суток. 1 мая высадились на берегу Нугуша. Проезд и провоз груза туда и обратно обошелся примерно в 5 тыс. руб. на каждого члена команды.
Сплав стартовал от посёлка Сергеевка, который расположен недалеко от Нугушского водохранилища.
Преимущества похода по Нугушу в том, что в него может отправиться как опытная группа, которой просто интересны новые места, так и не очень подготовленные ребята. Эту реку можно проходить и на байдарках, и на катамаранах. Течение хорошее, быстрое, прилагать особые усилия во время гребли не надо.
В основном туда ездят туристы из соседних регионов. С нами вместе стартовали группы из Екатеринбурга, Орска и Казани.

ural
Цели похода
Во-первых, хотелось посмотреть новую речку и узнать, правдивы ли рассказы о том, какая она чистая.
Учитывая, что весной абсолютно чистых рек не бывает в принципе, Нугуш действительно выглядел хорошо. Летом всё будет по-другому: вероятнее всего, река очистится и станет ещё лучше.
По уровню сложности эта река относится ко 2-й категории. На ней есть небольшие порожки, прижимы, но не очень экстремальные. Тем, кто пошёл в такой поход впервые, очень понравилось.
Во-вторых, нам хотелось испытать новый катамаран, который мы сделали зимой, приспособив его под байдарочное весло. Испытание прошло успешно. Теперь катамаран называется «Нугуш», и скоро он поедет с нами на Кольский полуостров, где мы собираемся пройти маршрут 5-й категории сложности.
В-третьих, во время похода мы тестировали также препараты для укрепления сердечной мышцы, которые нам подарили наши партнёры – компания, занимающаяся производством лекарств из натуральных трав. Таблетки действовали хорошо, снимая усталость и напряжение в пути.
Также эта компания обещала нам помочь с приобретением проектора для показа наших фильмов. Зимой мы планируем показывать в Доме молодёжи свои фото и видеофильмы о наших путешествиях. Ориентировочно это будет проходить каждую вторую субботу зимнего месяца.

ural2
Почти нетронутая природа
Наш поход длился 5 дней – со 2 по 6 мая. Мы проходили по 40 км в день, и по ощущениям это было достаточно легко.
С погодой нам повезло так же, как и с течением реки: было тепло и солнечно. Только один раз нас накрыл небольшой дождик. Из отчётов туристов, прошедших этот маршрут, мы имели информацию, что в акватории Нугушского водохранилища можем попасть на сильный встречный ветер. Однако и здесь нам повезло: ветер практически не тревожил. В акватории водохранилища на протяжении первых 18 км дул лёгкий боковой ветер.
Сначала мы осторожничали, боясь наткнуться на порог. Но по мере продвижения и приобретения навыков начали умышленно входить в крутую волну, чтобы получить удовольствие и порцию адреналина.
Все 5 ночёвок у нас были спонтанными, мы ничего не планировали. Искали привал, когда приходило время, и все стоянки радовали нас очень красивой природой.
На стоянке мы размещали 3 палатки и тент от дождя. Питались разнообразно: завтракали кашей, обедали растворимой картошкой и чаем с бутербродами, вечером готовили полноценный ужин, а после пели песни у костра. Гитары у нас, к сожалению, не было, зато было большое количество певцов. В основном пели песни военных лет.

ural3
Охотиться в этих местах нельзя: путь проходит через заповедник «Шульган-Таш» и национальный парк «Башкирия». Однако летом можно заниматься рыбалкой – ловить щук, окуней, плотву и других рыб. В мае рыбачить было рано: удочка, которую мы взяли на всякий случай, не пригодилась.
Едва ли не вещью первой необходимости оказались средства от клещей. Мы соблюдали все меры предосторожности, но парочку клещей все-таки поймали: весной в Башкирии их очень много.
Ещё один совет тем, кто захочет посетить эти места: нужно заранее оплатить по Интернету пропуск в заповедник и национальный парк. Разрешение стоит 150 руб. в день. Можно идти так, как шли мы, но в этом случае на выходе из заповедника служба охраны миролюбиво выпишет протокол об административном нарушении, и, возможно, после суда руководителю присудят штраф.
Почти всё время мы плыли по заповедным местам в окружении леса, нетронутой природы, каньонов и горных массивов. В этих лесах водятся всевозможные звери – медведи, кабаны, косули. Диких животных мы не видели, потому что они прячутся от шумных туристов, зато встречали много пролетающих уток.
Из интересных природных явлений нам встречался так называемый «пятилистник» – это каньон, образованный зигзагами реки. С высоты он выглядит, как дубовый лист.
У Нугуша есть приток – маленькая речка Куперля. Она берёт начало в горах. Пробив в скале отверстие, при этом образовав большой каменный мост, падает очень красивым каскадным водопадом высотой около 120 м.

ural5

Мы поднимались по горам посмотреть на эту красоту сверху и обнаружили на вершине сосну, которая очень известна по фотографиям благодаря своей необычной форме ветвей. Её в шутку называют самой снимаемой фотомоделью Башкирии. Эта сосна фигурирует и во многих видеороликах о республике Башкортостан.
За всё время пути нам встретилось только одно поселение – деревня Галиамбеково. Местные жители занимаются бортничеством, делают мёд и медовуху. Мёд у них дорогой – от 3 до 5 тыс. руб. за банку. Это местный бренд: похож на обычный, только с сотами, иногда попадается перга.
Люди встречают гостей очень радушно. В их глубинку мало кто ездит, гости бывают только в сезон сплавов по реке.

ural4
Планы на будущее
17 июля мы собираемся на Кольский полуостров, в ещё один водный поход. В нашей команде имеется одно свободное место. Желающие пойти с нами могут обратиться к Медведеву Владимиру Петровичу по телефону 8-927-372-97-33. Мы особенно сильно ждём охотника старше 20 лет.
Решили идти именно туда, потому что в 1936-1956 гг. там находился один из лагерей ГУЛАГа. Сейчас на его месте огромный каньон, залитая водой шахта, останки бараков и ржавая колючка. Об этом месте мало кто знает, потому что лагерь находился в чаще леса. Мы хотим снять фильм и показать его вам.